Персоны
Ульрике Нееф
Биография
Нееф Ульрике / Ulrike Neef – немецкая флейтистка.
В Дрезденской высшей школе музыки Ульрике Нееф занималась вокалом и флейтой, которую и выбрала своей профессией. Получив в 1970 году диплом, она поступила в оркестр Штаатскапеллы Галле, где играла не только в большом оркестре в симфонических концертах и в оперных спектаклях, но и в камерных ансамблях солистов Штаатскапеллы.
Неудивительно, что Галле – родина Генделя – стал одним из первых городов ГДР, где развивалось историческое музицирование. Как вспоминала флейтистка в интервью 2001 года, даже слово «аутентизм» произносить вслух было тогда опасно, в нем видели влияние капиталистического Запада, а стало быть, и угрозу социалистическому строю ГДР. Но в программах радио начали появляться записи «пионера аутентизма» Николауса Арнонкура, и запущенный процесс увлечения музыкантов эпохой барокко и новым исполнительским стилем остановить было уже невозможно. Ульрике Нееф признается, что в годы учебы с трудом воспринимала барочную музыку, казавшуюся ей сухой, неэмоциональной. С трудом она переходила и с современной флейты на флейту-траверсо, но постепенно увлеклась. С основанным в 1974 году в Штаатскапелле Галле ансамблем «Барокко-консорт» Нееф выступала в Германии и гастролировала за рубежом, заработанные мизерные гонорары в западных дойч-марках позволили приобрести собственную флейту-траверсо и пройти мастер-курс в Инсбруке.
Когда на основе ансамбля «Барокко-консорт» в 1993 году был создан камерный Фестивальный оркестр имени Генделя (Händelfestspielorchestre), Ульрике Нееф успела поработать и в его составе. Этот коллектив участвует в Генделевских фестивалях и остается единственным в Германии, выступающим исключительно на исторических инструментах.
Но первым ансамблем, специализирующемся на музыке барокко, в котором играла Ульрике Нееф, был другой камерный коллектив Штаатскапеллы, существовавший здесь с 1959 года – Collegium Instrumentale Halle. Среди энтузиастов барочной музыки флейтистка называет тогдашнего художественного руководителя и главного дирижера Штаатскапеллы Томаса Зандерлинга. Именно с ним Collegium Instrumentale совершил тур по Советскому Союзу и 14 июня 1972 года дал концерт в Большом зале Ленинградской филармонии. В программе кроме Генделя были и сочинения его современников, в которых солировала Ульрике Нееф, – Флейтовый концерт Жана-Мари Леклера и кантата для тенора (Юрген Вахсмут), флейты и бассо континуо «Обманутая любовь» Антонио Вивальди.
И. Р.
Концерты
-
14 июня 1972
Вечер камерной музыки
Камерный оркестр «Коллегиум инструментале Галле» (ГДР)В программе: Риччиотти, Вивальди, Гендель, Леклер