Персоны

Александра Агронская (Пожарская)

1935–2015

Биография

Агронская (Пожарская) Александра Александровна – солистка хора, сопрано.

Жизнь известных музыкантов описана их биографами в мельчайших деталях. Но в Филармонии за 100 лет выступали не только знаменитости. Повседневная концертная афиша наполнялась артистами, которым не посвящали монографии, исследования, воспоминания. Отыскать какие-нибудь сведения о них бывает непросто, во времени затерялись не только факты их биографии, но даже имена.

Александре Агронской повезло. Ее муж – офицер Северного военно-морского флота Марк Агронский сам стал биографом жены. Для своего повествования он выбрал форму интервью: Александра Александровна день за днем рассказывала о семье, жизни и работе в хоре. Эти мемуары Марк Агронский так и назвал – «Солистка хора Капеллы».

Музыкальные гены достались Александре по наследству. Ее дед, выпускник инструментальных классов Придворной певческой капеллы гобоист Евгений Александрович Елизаров, был многолетним солистом Придворного, а потом Филармонического оркестра (1909–1951). Здесь же играл его брат – альтист Владимир Елизаров, а родная сестра деда Мария Елизарова-Атлантова была солисткой Михайловского театра. Сын Марии Елизаровой, будущий знаменитый тенор Владимир Атлантов, формально был дядей Александры, хоть она и была старше его на четыре года. В детстве дети жили в одной квартире, в доме на углу Чебоксарского переулка и канала Грибоедова, принадлежавшем с давних времен Придворному оркестру.

Волею обстоятельств зиму 1941–1942 годов Александра вместе с младшей сестрой провела в детском доме. Ее воспоминания об этих днях опубликованы в «Блокадной книге» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. В 1944 году, когда при Капелле после снятия блокады вновь были открыты хоровые классы, Александра поступила туда учиться. Среди ее одноклассников были Александр Дмитриев и Владислав Чернушенко. Но в 1947-м девичьи классы в Капелле закрыли, и юная Александра Пожарская (это ее девичья фамилия) вернулась в обычную школу, в 1953-м получила аттестат, окончила Библиотечный техникум (1956), по распределению полгода работала заведующей библиотекой в поселке Боровичи Новгородской области, потом продавала книги в ларьке Горного института. Всё это время она пела в самодеятельности – оперном и хоровом кружках Дома культуры имени Кирова, в вокальной студии Училища им. Дзержинского, а потом решила получить профессиональное музыкальное образование. В Училище им. Римского-Корсакова (1957–1962) ее педагогами были Екатерина Андреева и Софья Акимова, которая очень опекала начинающую артистку, поступившую после выпуска в Хор Капеллы. К этому времени Александра Пожарская уже стала Александрой Агронской, потом родила дочку и уехала к мужу по месту его службы в Североморск. В 1963–1966 она была солисткой Ансамбля песни и пляски Северного флота, объездила с ним воинские части Заполярья, гастролировала в Карелии, на Волге, в городах Украины.

Вскоре семья вернулась в Ленинград, и 27 января 1968 года Александру Агронскую вновь принимают в Хор Капеллы – сначала как артистку, а в 1971-м переводят на позицию солистки. В своих воспоминаниях Агронская подробно рассказывает о гастрольных программах хора, побывавшего в разных городах большой страны. В ее личной биографии последней стала поездка в Одессу, где 20 марта 1990 года она солировала в Реквиеме Моцарта. В апреле того же года Александра Александровна ушла на пенсию.

В мемуарах «Солистка хора Капеллы» Агронская с любовью называет имена своих коллег по хору, дирижеров и хормейстеров, с которыми ей посчастливилось работать. Перечисляет она и важные программы, исполненные с участием Капеллы. В этом списке, конечно, есть и концерты Большого зала Ленинградской филармонии. Имя Александры Агронской появляется в нескольких афишах в 1974–1986 годах. В программах Заслуженного коллектива, Горьковского симфонического и Литовского филармонического оркестров под управлением Мариса Янсонса, Израиля Гусмана, Юозаса Домаркаса, Одиссея Димитриади она солировала в сочинениях современных авторов Леонида Бобылева и Александра Брицына, в классике – «Временах года» Гайдна и 9-й симфонии Бетховена, а 17 апреля 1986 года с участием Агронской состоялось концертное исполнение оперы Пёрселла «Дидона и Эней» (Белинда), дирижировал Владислав Чернушенко.

И. Р.


Концерты

  • 17 января 1974

    3-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Марис Янсонс

    Глиэр. «Гимн Великому городу». Бобылёв. «Поэма памяти героев Ленинградской блокады». Чайковский. Симфония № 5

  • 10 июня 1981

    (повтор программы 9 июня)

    Верди. Реквием
    Дирижер – Одиссей Димитриади

    Верди. Реквием

  • 21 января 1983

    5-й концерт 3-го абонемента

    К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического
    симфонического оркестра филармонии
    Симфонический концерт
    Дирижер – Одиссей Димитриади

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 9

  • 22 января 1983

    5-й концерт 3-го-А абонемента (повтор программы 21 января)

    К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического
    симфонического оркестра филармонии
    Симфонический концерт
    Дирижер – Одиссей Димитриади

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 9




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»