Персоны
Ксения Эрдели
Биография
Эрдели Ксения Александровна – арфистка, педагог.
Ксению Эрдели называют основоположницей русской, советской школы игры на арфе. Воспитанница Смольного института благородных девиц, Эрдели начала заниматься у арфистки Екатерины Вальтер-Кюне. Ее первый инструмент – та самая арфа, которая изображена на картине Левицкого «Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Глафиры Алымовой». Позднее Эрдели и сама преподавала в Смольном институте, а затем в консерваториях – Ленинградской и Московской, и в Институте им. Гнесиных.
В 1899 году арфистка поступила в оркестр Большого театра, где с большими перерывами работала до 1938 года. Параллельно Эрдели участвовала в концертах под управлением Александра Зилоти, играла в оркестрах Императорского Русского музыкального общества, Московского филармонического общества (1901–1907), в Государственном симфоническом оркестре СССР (1936–1938), выступала с сольными и камерными концертами, гастролировала по стране, записывалась на радио и на пластинки.
Чувствуя недостаток сольного репертуара, Эрдели сама делала многочисленные переложения фортепианных и симфонических произведений для арфы. По ее просьбе сочинения для арфы соло и с оркестром писали композиторы Кюи, Гречанинов, Ипполитов-Иванов, Глиэр (его концерт для арфы с оркестром посвящен Ксении Эрдели, в Большом зале его уже в 1950-е годы исполнит племянница и ученица Ксении Александровны – Ольга Эрдели).
На сцене Дворянского собрания – будущего Большого зала филармонии – Эрдели впервые играла еще в октябре 1913 года. Концерт получил блестящие рецензии. Но после революции арфистка выступила здесь всего лишь один раз, исполнив несколько сольных пьес в концерте певицы Тамары Церетели.
Концерты
-
29 декабря 1927
Концерт Тамары Церетели
Старинные романсы и таборные песниГриг, Калинников, Старинные романсы и таборные песни, Гуно–Кюне, Берио, Прозоровский, Фомин