Персоны

Михаил Кристи

1875–1956

Биография

Кристи Михаил Петрович – в 1920-е годы заведующий Петроградским-Ленинградским отделением Главнауки – структурного подразделения Народного комиссариата просвещения.

Революционная молодость обеспечила Михаилу Кристи хорошую карьеру при советской власти, а образование и эрудиция – дружбу с известными людьми того времени. Как и многие убежденные революционеры первого призыва, Кристи был фигурой неоднозначной. В РСДРП он вступил в 1898 году, участвовал в революции 1905 года, в 1900-е жил в Керчи, был гласным Керченской Думы и редактором газеты «Южный курьер», где публиковал оппозиционные к власти материалы; опасаясь ареста, бежал из России и до 1917-го жил с семьей за границей, в основном в Швейцарии. Вернулся в Россию только в мае 1917 года в составе так называемого «пломбированного вагона» вместе с Лениным, Луначарским (с ним был в добрых отношениях) и другими политэмигрантами.

До января 1926 года Кристи работал в Петрограде на посту уполномоченного Наркомпроса, был заведующим петроградским отделением Главнауки – структуры, имевшей очень широкие полномочия. Как представитель власти, он участвовал в заседаниях Художественных советов концертных организаций и театров [1], курировал работу академических издательств и библиотек, в частности, поддержал создание серии «Библиотека всемирной литературы». В его компетенцию входили также научные институты. В 1921 году в Петрограде Кристи активно поддержал Абрама Иоффе в создании Физико-технического института, бывшего до этого подразделением Рентгенологического и радиологического института[2]. Уже работая в Москве, часто посещал заседания ученого совета Практической лаборатории зоопсихологии, основанной Владимиром Дуровым. Участник заседаний лаборатории ученый Александр Чижевский вспоминает о нем, как о человеке, на которого возлагалась надежда на поддержку экспериментов Циолковского [3].

Как чиновник революционного правительства, Кристи принимал самое активное участие в экспроприации музейных и дворцовых ценностей и продаже их за границу [4][5]. Но как образованный человек старой формации, он поддерживал и защищал философов, ученых, художников, с которыми так и не примирилась советская власть, и делал это, несмотря на абсолютную бесперспективность такой поддержки. В 1921 году Кристи способствовал возобновлению деятельности основанного в Петербурге в 1907 году Религиозно-философского общества, связанного с именами Василия Розанова, Николая Бердяева, Сергея Франка, Николая Лосского (прекратило существование после высылки из страны в 1922-м на «философском пароходе» членов общества). Кристи поддержал работу учрежденного в 1909 году Русского общества любителей мироведения, был, наряду с Константином Циолковским и Александром Глазуновым, почетным членом общества. Но и эта организация, которая занималась распространением естественно-научных и математических знаний, состояла из крупных ученых, издавала научный журнал «Мироведение» (в 1938-м был объединен с журналом «Наука и жизнь»), была закрыта в 1932 году, а ее члены подверглись жестким репрессиям. Кристи репрессии не коснулись, избежал их и председатель Общества ученый и литератор, народоволец Николай Александрович Морозов, дружбу с которым Кристи сохранил до конца жизни [6].

В 1928 году Кристи был назначен директором Третьяковской галереи. Он открыл в музее Отдел новейших течений, в 1929-м организовал выставку Казимира Малевича. Экспозиция подверглась жесткой критике в центральной прессе, однако директор Третьяковки работу продолжил, а любовь к Малевичу, с которым связывали добрые личные отношения, сохранил. Именно к Кристи Малевич обращался за поддержкой еще в начале 1920-х, в пору своей деятельности в Государственном институте художественной культуры – знаменитом ГИНХУКе, где работали также Татлин, Матюшин, Филонов, Альтман, Мансуров, Пунин [7] Формально ГИНХУК подчинялся Главнауке, и Кристи курировал его по долгу службы. Но поддерживал Институт и, особенно, Малевича не только, как начальник: Кристи был большим знатоком и поклонником нового искусства. В 1937-м его освободили от должности директора Третьяковки, а с 1938-го до 1948 года он был художественным руководителем Московского Товарищества художников (секция Союза художников), но этот пост оказался скорее почетной ссылкой.

Отъезд Михаила Кристи на повышение в Москву означал для существенной части представителей петроградской культуры, очевидно, не только смену местного начальства, но и личные потери, неизбежные при расставании. Ленинградская филармония выразила признательность Кристи посвященным ему концертом. Это не было пустой формальностью: распространенные в 1920-е годы концерты-посвящения – по старинке они именовались бенефисами – адресовались малолетним певчим (28.05.1922), артистам Оркестра (18, 22 и 25.04.1923), административно-техническому персоналу Филармонии (02.05.1923). Так что концерт 11 октября 1925 года стал скорее домашним событием, в котором приняли участие оркестр, Александр Глазунов, Александр Гаук, Михаил Климов, певцы и артисты балета бывшего Мариинского театра.

И. Р.




Другие материалы

Иоаннес Налбандян

Иоаннес Налбандян

Скрипка 1871–1942
Евгения Попова

Евгения Попова

Сопрано 1879–1962

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»