Персоны
Михаил Кристи
Биография
Кристи Михаил Петрович – в 1920-е годы заведующий Петроградским-Ленинградским отделением Главнауки – структурного подразделения Народного комиссариата просвещения.
Революционная молодость обеспечила Михаилу Кристи хорошую карьеру при советской власти, а образование и эрудиция – дружбу с известными людьми того времени. Как и многие убежденные революционеры первого призыва, Кристи был фигурой неоднозначной. В РСДРП он вступил в 1898 году, участвовал в революции 1905 года, в 1900-е жил в Керчи, был гласным Керченской Думы и редактором газеты «Южный курьер», где публиковал оппозиционные к власти материалы; опасаясь ареста, бежал из России и до 1917-го жил с семьей за границей, в основном в Швейцарии. Вернулся в Россию только в мае 1917 года в составе так называемого «пломбированного вагона» вместе с Лениным, Луначарским (с ним был в добрых отношениях) и другими политэмигрантами.
До января 1926 года Кристи работал в Петрограде на посту уполномоченного Наркомпроса, был заведующим петроградским отделением Главнауки – структуры, имевшей очень широкие полномочия. Как представитель власти, он участвовал в заседаниях Художественных советов концертных организаций и театров [1], курировал работу академических издательств и библиотек, в частности, поддержал создание серии «Библиотека всемирной литературы». В его компетенцию входили также научные институты. В 1921 году в Петрограде Кристи активно поддержал Абрама Иоффе в создании Физико-технического института, бывшего до этого подразделением Рентгенологического и радиологического института[2]. Уже работая в Москве, часто посещал заседания ученого совета Практической лаборатории зоопсихологии, основанной Владимиром Дуровым. Участник заседаний лаборатории ученый Александр Чижевский вспоминает о нем, как о человеке, на которого возлагалась надежда на поддержку экспериментов Циолковского [3].
Как чиновник революционного правительства, Кристи принимал самое активное участие в экспроприации музейных и дворцовых ценностей и продаже их за границу [4][5]. Но как образованный человек старой формации, он поддерживал и защищал философов, ученых, художников, с которыми так и не примирилась советская власть, и делал это, несмотря на абсолютную бесперспективность такой поддержки. В 1921 году Кристи способствовал возобновлению деятельности основанного в Петербурге в 1907 году Религиозно-философского общества, связанного с именами Василия Розанова, Николая Бердяева, Сергея Франка, Николая Лосского (прекратило существование после высылки из страны в 1922-м на «философском пароходе» членов общества). Кристи поддержал работу учрежденного в 1909 году Русского общества любителей мироведения, был, наряду с Константином Циолковским и Александром Глазуновым, почетным членом общества. Но и эта организация, которая занималась распространением естественно-научных и математических знаний, состояла из крупных ученых, издавала научный журнал «Мироведение» (в 1938-м был объединен с журналом «Наука и жизнь»), была закрыта в 1932 году, а ее члены подверглись жестким репрессиям. Кристи репрессии не коснулись, избежал их и председатель Общества ученый и литератор, народоволец Николай Александрович Морозов, дружбу с которым Кристи сохранил до конца жизни [6].
В 1928 году Кристи был назначен директором Третьяковской галереи. Он открыл в музее Отдел новейших течений, в 1929-м организовал выставку Казимира Малевича. Экспозиция подверглась жесткой критике в центральной прессе, однако директор Третьяковки работу продолжил, а любовь к Малевичу, с которым связывали добрые личные отношения, сохранил. Именно к Кристи Малевич обращался за поддержкой еще в начале 1920-х, в пору своей деятельности в Государственном институте художественной культуры – знаменитом ГИНХУКе, где работали также Татлин, Матюшин, Филонов, Альтман, Мансуров, Пунин [7] Формально ГИНХУК подчинялся Главнауке, и Кристи курировал его по долгу службы. Но поддерживал Институт и, особенно, Малевича не только, как начальник: Кристи был большим знатоком и поклонником нового искусства. В 1937-м его освободили от должности директора Третьяковки, а с 1938-го до 1948 года он был художественным руководителем Московского Товарищества художников (секция Союза художников), но этот пост оказался скорее почетной ссылкой.
Отъезд Михаила Кристи на повышение в Москву означал для существенной части представителей петроградской культуры, очевидно, не только смену местного начальства, но и личные потери, неизбежные при расставании. Ленинградская филармония выразила признательность Кристи посвященным ему концертом. Это не было пустой формальностью: распространенные в 1920-е годы концерты-посвящения – по старинке они именовались бенефисами – адресовались малолетним певчим (28.05.1922), артистам Оркестра (18, 22 и 25.04.1923), административно-техническому персоналу Филармонии (02.05.1923). Так что концерт 11 октября 1925 года стал скорее домашним событием, в котором приняли участие оркестр, Александр Глазунов, Александр Гаук, Михаил Климов, певцы и артисты балета бывшего Мариинского театра.
И. Р.
Cсылки
Читать
- Подробная биография (в статье содержатся факты, не нашедшие подтверждения в других источниках)
- [1] Стенограмма заседания с участием Кристи в Александринском театре
- [2] Френкель В. Я. «Организация Института. Ленинградская школа физики»
- [3] Чижевский А. Л. «Вся жизнь»
- [4] О судьбе коллекции Дворца Палей в Царском селе
- [5] О музейных коллекциях Ленинграда
- [6] Письма М. П. Кристи, адресованные Н. А. Морозову в период с 1929 по 1944 гг.
- [7] Букша К. С. «Малевич: Конец ГИНХУКа. Стратегия защиты»