Персоны

Елена Шафран

1927–2002

Биография

Шафран Елена Аркадьевна – пианистка-ансамблистка.

Отец Елены Шафран (фамилия ей досталась от первого мужа) Аркадий Футерман был известным в городе врачом-гинекологом. Мама Клара Столяр – пианисткой, выпускницей класса Леонида Николаева в Петроградской консерватории (1923). В музыкальной школе-десятилетке она вела класс специального фортепиано, но дочку видела скрипачкой и отдала ее учиться к Вениамину Шеру, у которого уже после войны, проведя годы эвакуации в Ташкенте, Елена окончила школу.

Как и все струнники, она посещала класс обязательного фортепиано и всегда мечтала стать пианисткой. Втайне от мамы, устроившей потом дочери грандиозный скандал, она поступила в консерваторию на фортепианный факультет, а параллельно занималась композицией у Владимира Щербачева. Музыку сочиняла с детства, со временем забросила, но особое композиторское чутье скажется на исполнительской манере Елены Шафран – строго следуя авторскому замыслу, она творчески подходила к нотному тексту, делая в нем неожиданные, порой и для себя, открытия.

С первым консерваторским педагогом по фортепиано у Елены Шафран отношения не сложились. На третьем курсе она оказалась в классе Павла Серебрякова, которому навсегда осталась благодарна за то, что тому удалось раскрепостить слишком рассудительную студентку. Елена Шафран заиграла.

Еще одним важным человеком для нее стала педагог по классу камерного ансамбля Елена Брик, заведующая кафедрой. Эту должность в 1982–2002 будет занимать и профессор Елена Аркадьевна Шафран. Но пришла она работать в консерваторию в 1951-м: получив диплом пианистки и композитора, устроилась концертмейстером в скрипичный класс своего школьного педагога Вениамина Шера, репертуар знала на личном опыте и была надежным союзником профессора.

Позднее Елена Шафран была концертмейстером и у других скрипичных педагогов. В классе Михаила Михайловича Белякова она познакомилась с аспирантом, артистом Заслуженного коллектива Вадимом Селицким. Вместе они участвовали во Всероссийском и Всесоюзном конкурсах (1961), где Селицкий стал лауреатом, вместе поехали и на Международный конкурс имени Чайковского в Москву (1962), откуда скрипач вернулся с VI премией.

Перед конкурсом музыкантам была предоставлена возможность выступить в Малом зале филармонии. Так 26 марта 1961 года Елена Шафран впервые выйдет на эту сцену, где сыграет еще десятки концертов. Их вдохновенный дуэт с Вадимом Селицким сохранится на долгие годы, только в Малом зале до декабря 1991-го музыканты дадут двенадцать совместных концертов, не раз выступят и в сборных программах. Среди публики всегда были консерваторские студенты и педагоги, считавшие эти концерты образцом ансамблевого музицирования.

Елена Шафран выходила на сцену Малого зала и с другими солистами первого филармонического оркестра – альтистом Алексеем Людевигом, контрабасистом Сергеем Акоповым, кларнетистом Андреем Казаковым. Фортепианные трио, квартеты и квинтеты Моцарта, Шумана, Брамса, Рубинштейна, Шостаковича исполняла с музыкантами Квартета имени Танеева и Квартета имени Римского-Корсакова, Струнного квартета АСО, и «Санкт-Петербург-Квартета», только начинавшего тогда карьеру.

Консерваторская кафедра, на которой работала Елена Шафран, долгое время меняла формат, то объединяя специалистов по камерному ансамблю и концертмейстеров, аккомпанировавших певцам, то разъединяя их. В итоге утвердилось разделение на две кафедры – камерного ансамбля и концертмейстерского мастерства, и пианисты, как правило, специализировались либо на одном, либо на другом виде музицирования. Для Шафран такой специализации не существовало. Она с равным удовольствием и мастерством сотрудничала и с инструменталистами, и с певцами. В Большом зале под аккомпанемент Елены Шафран в 1984–1989 прошли сольные вечера солистов Кировского (Мариинского) театра – Константина Плужникова, Михаила Кита, Ольги Кондиной, Булата Минжилкиева.

Выступала пианистка с певцами и в Малом зале, где в 2008 году состоялся мемориальный вечер-посвящение профессору Елене Аркадьевне Шафран. Ее ученики и сегодня вспоминают о ней с благодарностью и восхищением. Но на сайте консерватории, приостановившей работу над уникальным историческом проектом, биография Елены Шафран, увы, так пока и не появилась. Главным источником информации о ней стали воспоминания ученицы, а ныне заведующей кафедрой камерного ансамбля Елены Семишиной. В конце 1990-х она записала интервью с Еленой Шафран и Вадимом Селицким для петербургского радио: запись, сохранившую живую речь и игру артистов мы с благодарностью размещаем на историческом сайте филармонии.

И. Р.


Концерты

  • 13 декабря 1984

    Вокальный вечер
    Константин Плужников

    В программе: Метнер, Рахманинов, Танеев, Чайковский, Доницетти, Пуччини

  • 4 ноября 1988

    Вокальный вечер
    «Из репертуара выдающихся исполнителей прошлого»
    2-й концерт цикла
    Михаил Кит

    В программе: Гайдн, Бетховен, Моцарт, Россини, Бойто, Верди, Чайковский, Мусоргский




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»