Персоны

Карло Цекки

1903–1984
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Карло Цекки

Биография

Цекки Карло / Carlo Zecchi – итальянский пианист, дирижер, педагог.

Концерт 24 декабря 1957 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Обучаясь игре на фортепиано сначала в Риме, а затем в Берлине – у великих Ферруччо Бузони и Артура Шнабеля, Карло Цекки рано начал концертировать: в 1920 году он дебютировал в Италии, с 1922-го играл в Европе, а в 1931-м впервые выступил в США. Добившись выдающихся успехов и признания, Карло Цекки в 1938 году вынужден был прервать пианистическую карьеру из-за травмы. Он преподавал фортепиано в Римской академии «Санта-Чечилиа» и на летних курсах зальцбургского Моцартеума, продолжал эпизодически выступать в ансамбле с итальянским виолончелистом Энрико Майнарди и русским Даниилом Шафраном, с которым сыграл в 1961 году и в Москве.

Концерт 18 октября 1965 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Но главным занятием в жизни музыканта станет дирижирование. Пройдя курс обучения в Базельской консерватории (1938–1941), Цекки появляется за пультом различных европейских оркестров, в 1964–1976 возглавляет Венский камерный оркестр, много гастролирует. Эпитет «выдающийся», на который не скупилась критика в оценке Цекки-пианиста, сохраняется и в рецензиях на концерты Цекки-дирижера.

Восторженно о 24-летнем артисте отозвались и рецензенты первого концерта Карло Цекки в Большом зале Ленинградской филармонии в феврале 1928 года – Владимир Музалевский в вечернем выпуске «Красной газеты» от 23 февраля 1928 года и неуказанный автор в «Ленинградской правде» от 25 февраля, завершивший свою заметку словами:

«О большом будущем Карло Цекки загадывать излишне, – его настоящее достаточно говорит за себя».

Увы, точную дату первого клавирабенда Карло Цекки узнать уже вряд ли удастся – в филармонических архивах не сохранились ни афиша, ни программка его концерта. Но благодаря подробной рецензии Музалевского удалось частично восстановить, что играл в тот вечер пианист: Токкату Баха-Бузони, Grandes études de Paganini Листа, а также некую сонату Бетховена и пьесу Шопена. Вероятнее всего, это были соната № 32, соч. 111 и Баллада фа минор. Во всяком случае, именно их Карло Цекки исполнил 5 февраля 1928 года в Большом зале консерватории в Москве, откуда начались его первые советские гастроли.

Программка сольного концерта Карло Цекки в Московской консерватории 5 февраля 1928 года.
Из архива Екатерины Кашаповой.

Имена соотечественников – Паганини и Бузони – присутствовали в программе лишь косвенно, в транскрипциях. Между тем, преданность итальянской музыке, старинной и современной, Карло Цекки сохранит на протяжении всей жизни. В трех сольных концертах пианиста в Большом зале Ленинградской филармонии весной 1930 года, наряду с сочинениями Бетховена и романтиков (Цекки считался их признанным интерпретатором), были пьесы Вивальди, Скарлатти, экспромт собственного сочинения, а также музыка современников, в том числе итальянского композитора Ильдебрандо Пиццетти. Ориентированный в своем творчестве на мастеров Итальянского Возрождения и барокко (в Италии в это время был всплеск интереса к искусству прошлых эпох), Пиццетти оказался особенно близок Карло Цекки.

18 октября 1965 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Фрагменты сюиты Пиццетти из музыки к спектаклю Д’Аннунцио «Пизанелла» Цекки включил и в свой дирижерский дебют в Большом зале 24 декабря 1957 года. В этот приезд он дал серию концертов с Заслуженным коллективом, в октябре 1963-го провел с ЗКР еще два концерта, а с 1965 года несколько раз дирижировал Симфоническим оркестром (СО).

Итальянцы по-прежнему оставались в репертуаре дирижера – Вивальди, Россини, Верди, Мортари (ученик Пиццетти), но акцент все же сместился на австро-немецкую музыку. 23 и 24 октября 1969 года состоялись последние выступления Карло Цекки в Большом зале, под управлением маэстро Симфонический оркестр играл Гайдна, Моцарта и Шумана.

23 октября 1969 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

P. S.
В августе 2024 года на исторический сайт филармонии пришло письмо от москвички Екатерины Кашаповой. Она, увидев, что афиша первого ленинградского концерта Карло Цекки утрачена, прислала нам из семейного архива программку его московского выступления 5 февраля 1928 года, справедливо полагая, что это поможет нам восстановить утерянные данные. На том концерте была бабушка Екатерины – выпускница Первого музыкального техникума при Московской консерватории, преподаватель музыки Панова Анна Макарьевна (1903–1974).
Авторы проекта выражают искреннюю благодарность Екатерине Кашаповой за помощь.

И. Р.


Концерты

  • февраль 1928

    Klavierabend
    Карло Цекки (Рим)

    Бах–Бузони. Токката. Бетховен. Соната. Шопен. (?). Лист. Большие этюды по Паганини

  • 16 апреля 1930

    Klavierabend
    Карло Цекки

    Бетховен. Соната № 18. Шуман. «Танцы давидсбюндлеров». Гуссенс. «Калейдоскоп». Лист. Этюд № 2. Этюд № 4. Этюд № 6

  • 25 апреля 1930

    Второй концерт (Klavierabend)
    Карло Цекки

    В программе: Респиги, Скарлатти, Бетховен, Ниман, Пиццетти, Цекки, Шуман, Шопен

  • 2 мая 1930

    Последний концерт (Klavierabend)
    Карло Цекки (Италия)

    Вивальди. Концерт. Бах-Бузони. Токката. Франк. Прелюдия, ария и финал. Шопен. Баркарола. Полонез № 2

  • 24 декабря 1957

    2-й концерт 11-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карло Цекки (Италия)

    Брамс. Симфония № 1. Пиццетти. Фрагменты из сюиты «Пизанелла». Верди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня»

  • 27 декабря 1957

    2-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карло Цекки (Италия)

    Бетховен. Симфония № 4. Увертюра «Леонора» № 3. Мортари. Музыка для струнного оркестра. Вебер. Увертюра к опере «Оберон»

  • 30 декабря 1957

    8-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карло Цекки (Италия)

    Берлиоз. Фантастическая симфония. Джеминиани. Концерт для оркестра № 2. Верди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня»

  • 2 января 1958

    (повторение программы 30 декабря)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карло Цекки (Италия)

    Берлиоз. Фантастическая симфония. Джеминиани. Концерт для оркестра № 2. Верди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня»

  • 12 октября 1963

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карло Цекки (Италия)

    Чимароза. Увертюра к опере «Тайный брак». Вивальди. Концерт для струнного оркестра и чембало. Моцарт. Симфония № 38 «Пражская». Шуман. Симфония № 4. Вебер. Увертюра к опере «Оберон».

  • 16 октября 1963

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карло Цекки (Италия)

    Гайдн. Симфония № 88 «Оксфордская». Моцарт. Серенада ре мажор. Бетховен. Симфония № 4.

  • 18 октября 1965

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карло Цекки (Италия)

    Россини. Увертюра к опере «Итальянка в Алжире». Гайдн. Симфония № 96. Шуман. Симфония № 4. Верди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня»

  • 21 октября 1965

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карло Цекки (Италия)

    Моцарт. Серенада № 7 «Хаффнер». Симфония № 22. Шесть немецких танцев для оркестра

  • 19 мая 1967

    6-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карло Цекки (Италия)

    Россини. Увертюра к опере «Итальянка в Алжире». Гайдн. Симфония № 96 «Чудо». Шуберт. Симфония № 9

  • 20 мая 1967

    (повтор программы 19 мая)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карло Цекки (Италия)

    Россини. Увертюра к опере «Итальянка в Алжире». Гайдн. Симфония № 96 «Чудо». Шуберт. Симфония № 9

  • 23 октября 1969

    1-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карло Цекки (Италия)

    Гайдн. Симфония № 86. Моцарт. Дивертисмент ре мажор. Шуман. Симфония № 4

  • 24 октября 1969

    (повтор программы 23 октября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карло Цекки (Италия)

    Гайдн. Симфония № 86. Моцарт. Дивертисмент ре мажор. Шуман. Симфония № 4




Другие материалы

Михаил Хрусталев

Михаил Хрусталев

Танцор 1905–1976
Михаил Черногоров

Михаил Черногоров

Фортепиано 1897–1942

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»