Персоны

Стефания Банцер

1892–1929
Худ. Татьяна Цырлина
Стефания Банцер


Биография

Банцер Стефания Викторовна – пианистка, артистка Академического квинтета Филармонии.

Биографические сведения о пианистке собирались из разных источников. На сохранившихся фотографиях из семейного архива (они продавались на одном из интернет-аукционов) на обороте фото Стефании Банцер-Вагановой указано, что в 1907 году она окончила Николаевскую гимназию, а затем получила диплом «свободного художника» в Петроградской консерватории. Откуда появилась вторая часть фамилии пианистки – Ваганова, на данный момент выяснить не удалось. В мемуарах Ольги Гильденбрандт-Арбениной Стефания Банцер упоминается как первая жена поэта и режиссера Константина Ляндау. Из писем Дмитрия Шостаковича мы также узнаем, что в юности Банцер, в пару с ним, работала тапером, в том числе играла с оркестром Севзапкино во время сеансов.

В Большом зале пианистка появилась буквально в первый месяц первого филармонического сезона: она вошла в состав Академического квинтета филармонии, выступившего здесь 21 июля 1921 года с монографической программой Бетховена.

На этой сцене Банцер еще дважды будет играть в «Трио памяти великого артиста» Чайковского: первый раз с участниками Квинтета в мае 1922-го, а второй, после длительного перерыва, в ноябре 1925 года, но уже с  Виктором Заветновским (скрипка) и Ильей Бриком (виолончель) – солистами Филармонического оркестра. С этим коллективом, еще в бытность его Государственным оркестром, Стефания Банцер сотрудничала в сезоне 1918–1919, когда играла в Гербовом зале Зимнего дворца и в Павловском вокзале под управлением  Эраста Беллинга и  Александра Глазунова, с которым была в самых теплых отношениях. В семейном архиве сохранилось фото Глазунова с личной надписью композитора, где он выражает благодарность «дорогой Стефочке».

Чаще пианистка выступала в Малом зале Филармонии (ныне Бетховенское фойе БЗФ) – не только в составе Квинтета, но и как солистка, а также играла в сонатных вечерах в ансамбле с французской скрипачкой Ивонной Астрюк и скрипачом Квинтета Наумом Кранцем. Вместе они исполнили сонаты Моцарта, Бетховена, Грига, вместе играли и на своем последнем концерте в Малом зале 16 апреля 1926 года.

Вскоре Наум Кранц, вслед за остальными струнниками Академического квинтета, эмигрирует. Стефания Банцер окажется единственной участницей ансамбля, не уехавшей из Советской России. В июне 1929 года журнал «Жизнь искусства» (№ 23) опубликовал краткое сообщение о скоропостижной смерти Стефании Банцер, отметив среди ее заслуг не только исполнительскую деятельность, но и ее педагогическую работу в Третьем музыкальном техникуме – будущем Училище при консерватории.

И. Р.


Концерты

  • 28 апреля 1922

    Бетховенское фойе (машинопись)

    Вечер сонат для скрипки и фортепиано

    Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 10. Шуман. Соната для скрипки и фортепиано № 2. Брамс. Соната для скрипки и фортепиано № 2

  • 21 мая 1922

    Камерный концерт
    Чайковский

    Чайковский. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции». Романсы. Дуэт «Ромео и Джульетта». Трио «Памяти великого артиста»

  • 2 февраля 1923

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Камерный вечер

    В программе: Бетховен, Брамс, Тюйе (без указания произведений)

  • 1 апреля 1924

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Юбилейный концерт
    Наум Кранц

    В программе: Чайковский, Брамс, Гендель, Шуберт (без указания произведений)

  • 29 апреля 1924

    Бетховенское фойе (рукопись)

    Вокальный вечер Ф. И. Солнцевой

    В программе: Григ, Шуберт, Шопен, Глинка, Чайковский, Рахманинов, Глюк, Крейслер, Гречанинов, Римский-Корсаков

  • 18 мая 1924

    Бетховенское фойе (рукопись)

    Бетховен
    Вечер сонат для скрипки и фортепиано
    Заслуженный артист Наум Кранц и Стефания Банцер

    Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 4. Соната для скрипки и фортепиано № 5 «Весенняя». Соната для скрипки и фортепиано № 7

  • 22 ноября 1925

    Камерно-хореографический концерт

    В программе: Рахманинов, Чайковский, Пуни, Русские былины, Русские песни, Венгерский танец

  • 2 марта 1926

    Бетховенское фойе (программа с аннотацией и зарубежными рецензиями на И. Астрюк)

    Violinabend
    Ивонн Астрюк (Париж)

    Франк. Соната для скрипки и фортепиано. Бах. Сюита для скрипки соло. Дебюсси. Соната для скрипки и фортепиано. Форе. Анданте для скрипки и фортепиано. Буланже. «Весеннее утро». Фалья. Популярная испанская сюита

  • 16 апреля 1926

    Бетховенское фойе

    Сонатный вечер
    Заслуженный артист Наум Кранц и Стефания Банцер

    Шуман. Соната № 2 ре минор. Брамс. Соната № 2 ля мажор. Хиндемит. Соната ми-бемоль мажор. Соната ре мажор



Другие материалы

Борис Захаров

Борис Захаров

Фортепиано 1888–1943
Академический квинтет Государственной филармонии

Академический квинтет Государственной филармонии

Камерный ансамбль 1921–1922

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»