Персоны

Бронислава Бронская

1898–1978
Архив Театра Музыкальной комедии https://muzcomedy.ru
Бронислава Бронская

Биография

Бронская Бронислава Михайловна – основатель, художественный руководитель и артистка Ленинградского ансамбля мастеров оперетты (1936–1956).

Окончив Петербургскую женскую гимназию (1910) и частную театральную школу (1915), Бронислава Бронская начинала карьеру, как артистка балета Троицкого театра миниатюр, построенного в 1911 году Александром Фокиным, братом знаменитого балетмейстера Михаила Фокина, на Троицкой улице. Сейчас это улица Рубинштейна, а в здании располагается Малый драматический театр – Театр Европы Льва Додина.

В труппе Бронская работала лишь один сезон (1915–1916). Но малые формы эстрадного театра, популярность которых в 1910-е – в начале 1920-х годов привела к созданию многочисленных театров-кабаре, оказались ей близки. Поиски «своей труппы» привели начинающую актрису в открытый на Невском, 108 частный «Маленький театр», где она служила в 1918–1920, а затем в оперетту, которая и стала главным делом жизни Бронской.

В 921–1927 артистка гастролирует по всей России с Передвижным театром оперетты: в годы НЭПа передвижные труппы активно функционировали в стране, а жанр оперетты оказался особенно востребованным. От новой экономической политики государство формально отказалось в 1931-м, но сворачивался НЭП уже с 1927 года.

В это время Бронская начинает сотрудничать с труппой Михаила Ксендзовского: в 1928-м его арестовывают за экономические нарушения, а на основе труппы учреждают в 1929 году Театр музыкальной комедии. Бронская принимает участие в его спектаклях и с артистами театра впервые выступает в Большом зале 13 января 1934 года в «Концерте мастеров советского искусства». Но основным место работы артистки в это время становится Мюзик-холл – его открывают в 1928-м, а закрывают (как источник чуждой буржуазной идеологии) в 1937-м.

Бронислава Бронская уходит из Мюзик-холла еще до его закрытия: в 1936 году создает Ленинградский ансамбль мастеров оперетты, художественным руководителем которого остается в течение 20 лет, вплоть до ухода на пенсию в 1956 году. По существу, это был тот же передвижной театр, но не частный, как в 1920-е годы, а государственный. И все же дух относительной свободы в такой труппе было сохранить проще. Со сценами и номерами из различных оперетт, в сопровождении джазовых музыкантов, Ансамбль объездил всю страну, возвращаясь в Ленинград лишь на короткое время.

Самой длительной остановкой в родном городе стали годы блокады. Ансамбль работал как фронтовая бригада. Артисты Бронской дали больше 1500 концертов для Красной армии, выступали на радио и городских площадках, в том числе и в Большом зале филармонии. С 22 октября 1942-го Бронская приняла участие в пяти программах, исполняя сцены и дуэты из оперетт. Ее партнером почти всегда был Станислав Рутковский.

На своем последнем выступлении в Большом зале 25 апреля 1943 года – а это был бенефис Брониславы Бронской – она исполнила несколько сольных арий из оперетт, а в дуэте пела не только с Рутковским, но и с Михаилом Ксендзовским, который, освободившись из заключения, стал артистом ее Ансамбля.

И. Р.


Концерты

  • 13 января 1934

    (анонс)

    Вечер мастеров советского искусства

    (программа не указана)

  • 31 октября 1935

    В помещении Государственной Академической Филармонии, ул. Лассаля, 2 (афиша)

    Областной комитет Союза работников искусств – Красной Армии
    Вечер мастеров

    (программа не указана)

  • 22 октября 1942

    (рукописная книга, пометка: без рекламы)

    Закрытый концерт для Отдела лесной промышленности

    В программе: Симонов, Глинка, И. Штраус, Безыменский, Цветков, Жак, Верди, Минкус, Рубинштейн, Логинов, Дунаевский, Хренников, Александров

  • 20 декабря 1942

    (машинопись, рукописная книга)

    Концерт мастеров искусств Ленинградской эстрады

    В программе: Кочуров, Симонов, Гейне, Кононенко, Аста Галла, Мошковский, Жене

  • 25 декабря 1942

    Организован Ленсоветом (машинопись, рукописная книга)

    Закрытый концерт для огородников

    В программе: Римский-Корсаков, Тихонов, Мошковский, Чайковский, Бизе, Листов, Безыменский, Калинина, Гузынин, Речкунов, Шопен, Асафьев, Кононенко, Арманд

  • 28 марта 1943

    (рукописная книга)

    Концерт с участием артистов Госэстрады

    В программе: Лавренев, Леонкавалло, Скавронский, Феркельман, Жене, Горбенко, Аста Галла

  • 25 апреля 1943

    (афиша, рукописная книга)

    Концерт артистки Ленинградской государственной оперетты Брониславы Бронской

    В программе: Планкетт, Дунаевский, Оффенбах, Ребоне, Цветкова, Краусс, Дрейфус и Уман, Кальман, Якоби




Другие материалы

Нина Валацци

Нина Валацци

Сопрано ?
Евгения Вербицкая

Евгения Вербицкая

Меццо-сопрано 1904–1965

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»