Персоны
Евгения Вербицкая
Биография
Вербицкая Евгения Матвеевна – певица, меццо-сопрано.
Учиться пению Евгения Вербицкая начала в Музыкальном техникуме Екатеринослава (ныне Днепр) у известного педагога Михаила Энгель-Крона, а когда его пригласили в Киевскую консерваторию, уехала вслед за ним. Завершив учебу в 1927 году, Вербицкая поступает в труппу Киевской оперы, но уже в 1931-м получает приглашение в Ленинградский театр оперы и балета (Мариинский), где служит в течение десяти сезонов. На театральной сцене она поет Ольгу и Кончаковну, Клариче («Любовь к трем апельсинам») и Юдифь (опера Серова), исполняет Ваню («Иван Сусанин») и Зибеля («Фауст»).
В это время Евгения Вербицкая начинает выступать и в филармонических сборных программах, а 20 декабря 1940 года солирует на премьере кантаты Прокофьева «Александр Невский», дирижирует Абрам Стасевич. Под его управлением певица примет участие еще в трех исполнениях кантаты до войны.
Но чаще всего имя Вербицкой появляется на филармонических афишах в военные годы: в эвакуацию она отправляется не с Мариинским театром, а с Филармонией, как ее штатная солистка. В 1941–1944 певица выступает в 55-ти филармонических концертах – в Новосибирске и в городах Кузбасса на гастролях Заслуженного коллектива. Она поет арии из опер Глинки, Чайковского, Бизе, Сен-Санса под управлением Евгения Мравинского, Ниссона Шкаровского (чаще), Абрама Стасевича, солирует в «Прибаутках» Стравинского в программе Курта Зандерлинга.
Вербицкая выступает и в многочисленных камерных вечерах, дает два сольных концерта (весной 1942-го и весной 1943-го). Участвует она и в двух целевых прощальных программах, которые проходят в Концертном зале Новосибирска 15 июля и 6 августа 1944 года, а 31 октября 1944-го выступает на творческой встрече артистов Филармонии с общественностью Ленинграда уже в Большом зале. <
С Заслуженным коллективом она теперь чаще поет под управлением Александра Гаука – солирует в Девятой симфонии Бетховена, в Мессе си минор Баха (1947, 1950), в «Князе Холмском» Глинки, исполняет неизвестную арию Глинки «Молдаванская цыганка» (Гаук дирижирует по рукописи).
В камерных программах певицы все чаще появляется Сцена в спальне Графини из «Пиковой дамы». Эта партия вскоре прославит Вербицкую в Большом театре, солисткой которого она будет в 1948–1959.
Из Москвы Евгения Вербицкая приедет на сольные выступления в Малый зал имени Глинки (1951–1956) и на свои последние концерты в Большом зале, где в марте 1962-го и в январе 1963 года участвует в исполнении с Заслуженным коллективом и Хором капеллы под управлением Стасевича оратории Прокофьева «Иван Грозный».
И. Р.
Концерты
-
24 марта 1934
(анонс)
Вокальный вечер
Артист Московского Большого театра ЦИК СССР
Иван Данилович Жадан
В программе: Чайковский, Глинка–Балакирев, Мусоргский, Рахманинов, Римский-Корсаков
-
26 декабря 1937
Камерный концерт
В программе: Прокофьев, Вейсберг, Пергамент, Карпов, Василенко, Тер-Мартиросян, Палиашвили, Айвазян, Прицкер, Чишко, Шварц
-
30 ноября 1939
В Консерватории, Зал имени Глазунова. Концертное бюро Филармонии
Органный вечер
Исайя БраудоВ программе: Шокин, Евлахов, Ган, Кушнарев, Волошинов
-
21 декабря 1939
(рукопись)
Сборный концерт
В программе: Волошинов, Дзержинский, Соловьев-Седой, Хренников, Прицкер
-
20 апреля 1940
(рукопись)
Камерный концерт
В программе: Лист, Пуччини, Глинка, Леонкавалло, Чайковский, Верди, Хренников
-
24 ноября 1940
(рукопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Карл ЭлиасбергГлинка. Увертюра и Ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмила». Песня Ильиничны и «Сон Рахили» из музыки к трагедии Н. Кукольника «Князь Холмский». Мусоргский. «Ночь на Лысой горе»
-
20 декабря 1940
3-й концерт 1-го вечернего абонемента (программка с фотопортретом С. С. Прокофьева)
Открытие декады советской музыки
Симфонический концерт
Дирижер – Абрам СтасевичПрокофьев. Кантата «Здравица». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Кантата «Александр Невский»
-
5 января 1941
(рукопись, пометка: «печатная программа не была подана»)
Декада советской музыки
Заключительный концертШостакович. Фортепианный квинтет. Вейсберг. «Арфа». Волошинов. «Пускай поэта обвиняет». «Колокол стонет». Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
-
5 января 1941
(черновая рукопись)
Сборный концерт
В программе: Хренников, Сен-Санс, Чайковский, Римский-Корсаков, Россини, Делиб, Шопен, Лист, Скрябин, Рахманинов, Клюзнер, Гурилев, Булахов, Пащенко, Кьерульф, Бетховен
-
25 января 1941
(черновая рукопись)
Сборный концерт
В программе: Тома, Морле, Шуэкер, Россини, Чайковский, Динику–Хейфец, Дунаевский, Хренников, Прицкер
-
21 февраля 1941
(программка с составом оркестра)
Концерт в ознаменование XXIII годовщины Красной Армии и Военно-Морского Флота
Для бойцов, командиров и политработников РККА и ВМФ
-
8 мая 1941
2-й концерт цикла симфонических концертов
Ленинградский пленум Оргкомитета Союза Советских композиторов СССР, посвященный проблемам советского симфонизма
Майзель. Симфония. Клюзнер. Концерт для фортепиано с оркестром. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
-
4 октября 1941
(программка-буклет с аннотацией)
Открытие концертного сезона Ленинградской филармонии в Новосибирске
«Интернационал». Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке». Чайковский. «Франческа да Римини»
-
11 октября 1941
(анонс)
Симфонический концерт
Дирижер – Ниссон ШкаровскийВ программе: Римский-Корсаков (без указания произведений)
-
20 октября 1941
В Театре имени Пушкина (рукопись)
Концерт в фонд обороны
Бородин. Увертюра к опере «Князь Игорь». Бизе. Антракт к IV действию оперы «Кармен». Вагнер. Увертюра к опере «Риенци» (указана только программа ЗКР)
-
6 ноября 1941
(программка)
Концерт, посвященный ХХIV годовщине Октябрьской революции
В программе: Бетховен, Чайковский, Пушкин, Глинка, Кабалевский, Корнейчук, Соловьев-Седой, Миклашевский, Жарковский
-
29 ноября 1941
(программка)
Симфонический концерт
Дирижер – Ниссон ШкаровскийЧайковский. Симфония № 4. Мусоргский. Песня Марфы и сцена гадания Марфы из оперы «Хованщина». Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
-
31 декабря 1941
(программка)
Вечер оперных отрывков
Чайковский. Увертюра, Сцена письма, Полонез и заключительная сцена из оперы «Евгений Онегин». Увертюра к опере «Черевички». Дуэты из оперы «Иоланта». Мейербер. Марш из оперы «Пророк». Сен-Санс. Ария из оперы «Самсон и Далила». Бизе. Хабанера из оперы «Кармен». Тома. Увертюра к опере «Миньон»
-
22 марта 1942
(программка)
Вечер французской музыки
Бизе. Фрагменты из оперы «Кармен». Сюита из музыки к драме «Арлезианка» № 2. Берлиоз. Увертюра «Римский карнавал». Три отрывка из драматической легенды «Осуждение Фауста». Шабрие. «Испания»
-
12 апреля 1942
(программка)
Вечер русской музыки
Калинников. Симфония № 1. Бородин. II акт из оперы «Князь Игорь»