Персоны
Студия имени Айседоры Дункан
Биография
Студия имени Айседоры Дункан – коллектив, созданный в 1921 году в Москве великой танцовщицей Айседорой Дункан (1877–1927).
В декабре 1904 года в Россию впервые приезжает Айседора Дункан. Ее слава, не без оттенка скандальности, уже летит впереди – босиком, без «уродующих ноги» пуант, как и сама танцовщица. Местом первой встречи российской публики с «великой босоножкой» станет петербургский зал Дворянского собрания. Здесь 13 декабря Дункан дает сольный концерт. На сцене – полумрак, музыка Шопена, в свободной тунике Айседора творит «танец будущего». В забитом до отказа партере – первые имена русского балета: Анна Павлова, Сергей Дягилев, Михаил Фокин, художники Александр Бенуа и Лев Бакст. В царской ложе – члены императорской семьи. К увиденному в тот вечер все они отнесутся по-разному, но Россия с тех пор станет постоянной точкой на гастрольной карте Айседоры.
Кульминацией этого сюжета в судьбе американки Дункан станет приезд уже в Советскую Россию, знакомство с Сергеем Есениным, краткий брак, едва ли принесший счастье обоим. В тот раз в Москву танцовщица прибывает по приглашению Анатолия Луначарского. В начале 1920-х годов философия «Танца Будущего» Айседоры Дункан казалась созвучной идеям «воспитания нового советского человека». Дункан, которая уже пыталась открыть собственные школы для девочек в Европе, получает предложение основать студию в СССР и летом 1921 года прибывает в Москву. Объясняя важность приглашения зарубежной танцовщицы в Советскую Россию, нарком Луначарский пишет: «Айседора Дункан давно уже является своего рода революционером в области воспитания детей».
Студии выделили роскошный особняк на Пречистенке и обещали всяческую поддержку, но голод и разруха, царящие вокруг, проникают и в стены Студии – не хватает даже денег на дрова и еду для воспитанниц. Тем не менее, выступления Студии проходят в Большом театре и на сцене бывшей Оперы Зимина, ученицы Дункан ездят на гастроли по стране. «Великая босоножка», в репертуаре которой и прежде была «Марсельеза», теперь ставит танцы на революционные сюжеты и мелодии: «Смело, товарищи, в ногу», «Молодая гвардия», «Кузнецы», «Дубинушка».
На первом же отчетном концерте Студии девочки-ученицы исполняют номер на музыку «Интернационала». Его же танцовщицы Студии представят в Большом зале филармонии в 1932 году, где когда-то дебютировала Айседора в России. Но это уже будет новый период работы коллектива.
Сама Айседора Дункан вскоре разочаровалась в идее воспитания советских людей через танец и покинула СССР в 1924-м. Студия продолжала работать, после смерти танцовщицы получила ее имя. Позднее с артистами Школы работали знаменитые балетмейстеры Леонид Якобсон и Касьян Голейзовский. Студия имени Дункан была закрыта в 1949 году после публикации в газете «Советское искусство» статьи, в которой коллектив обвинили в пропаганде «болезненного, декадентского искусства, завезенного в нашу страну из Америки, далекого по своему существу от основ реалистического народного искусства».
В Большом зале Ленинградской филармонии артистки Студии Дункан выступили дважды – в 1931 и 1932 годах.
О. Р.
Концерты
-
14 декабря 1931
(анонс)
Хореографический вечер «Пути развития танца (1750–1931)»
В программе: Визентини, Гертель, Шнейцгофер, Пуни, Тома, Минкус, Адан, Чайковский, Черепнин, Шопен, Шуман, Стравинский, Серов, Григ, Рубинштейн, Корчмарев, Шостакович, Финк
-
7 января 1932
(анонс)
Сборный концерт
С участием Филармонического оркестра, артистов Академических театров и эстрадыВагнер. Увертюра «Фауст». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Сборная программа