Персоны
Артисты Эрмитажного театра
Биография
Артисты Эрмитажного театра
В 1932 году в специально созданный в Эрмитаже отдел музыкальной культуры и техники перенесли коллекцию музыкальных инструментов Музыкально-исторического музея Ленинградской филармонии. Собирать ее начал в конце XIX века первый директор Придворного музыкантского хора барон Константин Карлович Штакельберг, и к 1917 году это было едва ли не лучшее собрание в Европе.
Последний директор Музея филармонии Семен Львович Гинзбург и стал хранителем коллекции, поступившей в состав имущества Эрмитажа. Он же был руководителем театральной труппы, созданной для иллюстрации «Исторических концертов-выставок». Начало такому серьезному просветительскому проекту положил открытый еще в 1927 году при Эрмитажном театре лекторий Рабочего университета имени Луначарского. Название соответствовало духу времени. Но репертуар артистов новой труппы формировался из образцов культуры совсем иной эпохи.
В лектории (в зале Эрмитажного театра) проводились тематические лекции-концерты, а рассказ о том или ином периоде истории сопровождался музыкальными номерами или целыми представлениями. Здесь ставились реконструкции старинных «галантных» пьес, зингшпили и оперы, редко идущие на больших сценах.
Информация о деятельности лектория крайне скупа. Фамилии штатных артистов труппы – среди них «Р. Павлова-Асиар (меццо-сопрано), Л. Радлова (сопрано), В. Таланкин (бас), В. Раевский-Шапиро (баритон), а также артисты балета Т. Трояновская и М. Михайлов» – называет автор статьи «Эрмитажный театр» Николай Громов («Петербургский театральный журнал», 1996, № 10).
Перечисленные в статье певцы приняли участие в концерте Большого зала филармонии 8 января 1935 года. Выступление артистов состоялось накануне закрытия труппы. В филармонической программе в январе 1935 года прозвучали отрывки из оперы Франсуа-Андре Филидора «Блез-башмачник» – ее готовили к постановке на сцене театра, но в разгар репетиций Наркомпрос прекратил финансирование по причине убыточности спектаклей.
Ни об одном из участников концерта, прошедшего в цикле «Университет музыкальной культуры» и посвященного западной опере XVIII века, подробной информации обнаружить не удалось.
На историческом сайте Филармонии размещена детальная биография лишь тенора Константина Нежданова. Его дочка Ирина Нежданова нашлась благодаря интернет-проекту «Блокада. Голоса», она прислала из Нью-Йорка письменный рассказ о судьбе отца и его фотографии.
Концерты
-
8 января 1935
(анонс)
Университет музыкальной культуры
IV цикл. II концерт-лекция
«Буржуазия XVIII в. в борьбе за собственный музыкальный театр»В программе: Гретри, Филидор, Перголези, Диттерсдорф, Глюк, Моцарт