Персоны

Мариан Андерсон

1897–1993
Фото Карла Ван Вехтена, 1940, Library of Congress
 Мариан Андерсон

Биография

Андерсон Мариан / Marian Anderson – певица, контральто.

В юности Мариан Андерсон отказали в приеме в Музыкальную академию Филадельфии из-за цвета кожи. Она пела в церковном хоре, брала частные уроки, а затем продолжила образование в Старом Свете. В 1929 году Андерсон дебютирует в Карнеги-холле, но затем снова отправляется в Европу. Певица выступает в Берлине, в Зальцбурге, Вене. Ее голосом восхищаются Артуро Тосканини, Ян Сибелиус, Артур Рубинштейн. Именно Рубинштейн знакомит Мариан с американским импресарио русского происхождения – Солом Юроком (Соломоном Гурковым), который устраивает ее дальнейшую судьбу. С этого момента гастрольный график певицы расписан на много лет вперед, среди стран, которые посещает Андерсон с концертами, есть и Советский Союз.

Весной 1939 года в Америке разражается громкий скандал: организация «Дочери Американской революции» отказывает Андерсон в участии в концерте в зале Конституции. Певице, успешно выступающей по всему миру, запрещено петь на одной сцене с белыми музыкантами. В знак протеста из организации выходит жена президента Элеонора Рузвельт, а вслед за ней и другие влиятельные члены «Дочерей Американской революции». Сол Юрок сумеет воспользоваться ситуацией и организовать другой концерт – 9 апреля 1939 года Мариан Андерсон поет на мраморных ступенях Линкольн-центра. Ее слушают 75 тысяч человек, концерт транслируется по радио на всю Америку. Концерт на ступенях Линкольн-центра, 1939, U.S. Information Agency, общ. дост.
Это был звездный час в карьере Андерсон. Ее принимают в президентском дворце, награждают престижными премиями, она становится первой певицей афроамериканского происхождения, которая выступит на сцене Метрополитен-оперы. В 1978 году Андерсон вручили Премию Мира в ООН, а в 1980-м казначейство США выпустило золотую медаль с ее изображением. Подробности своего непростого пути к вершинам славы певица описала в книге «Господи, что за утро», которая стала бестселлером в Америке и была переведена на многие языки, в том числе и на русский. Кроме того, книгу об Андерсон написал ее постоянный аккомпаниатор, финский пианист Кости Веханен, с которым она неоднократно выступала и в Большом зале филармонии.

В Ленинград Мариан Андерсон приезжала дважды. В начале 1935 года она впервые поет в Большом зале филармонии – 7 и 14 января дает сольные концерты с Кости Веханеном, а 12 января исполняет арию из оперы «Орлеанская дева» с Филармоническим оркестром под управлением Фрица Штидри. Очевидно, Андерсон имела большой успех, ибо в мае того же года она приезжает в Филармонию сразу на пять сольных вечеров.

В июне 1935-го певица снова встречается с Оркестром Ленинградской филармонии, но уже на гастролях – вместе с дирижером Александром Гауком они выступают в Баку. Афиша концерта извещает: «Прощальная гастроль известной негритянской певицы Мариан Андерсон».

Но весной 1936-го она даст еще три сольных концерта в Большом зале. В их программах отражался весь широчайший репертуар, которым владела знаменитая контральто: арии Фрескобальди, Пёрселла и Генделя перемежались с вокальной лирикой Шуберта, Брамса, Вольфа, Малера, ариями Бизе, Мейербера, романсами Чайковского и Рахманинова, и, непременно, негритянскими спиричуэлс, которые Андерсон всегда включала в свои концерты.




Другие материалы

М. Н. Алексеева

М. Н. Алексеева

Актриса ?
Артисты Эрмитажного театра

Артисты Эрмитажного театра

Театральная труппа 1932–1935

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»