Персоны

Вилли Ферреро

1906–1954
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Вилли Ферреро

Биография

Ферреро Вилли / Willy Ferrero – итальянский дирижер. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Вилли Ферреро впервые завоевал петербургскую публику в 1913 году – 3 ноября в зале Дворянского собрания семилетний вундеркинд стоял за пультом Оркестра графа Шереметева, на подставке, больше похожей на стол. Для программы своего концерта он выбрал Ракоци-марш Берлиоза, Траурный марш марионеток Гуно, Танец Анитры Грига, увертюру к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера (!) и Первую симфонию Бетховена (!). Впервые под управлением юного музыканта она прозвучала на его дирижерском дебюте, тоже в 1913-м, в Риме в ‘’Teatro Augusteo’’. Фурор, произведенный ребенком, не умеющим читать не только ноты, но и буквы, был столь велик, что у его отца, циркового скрипача американского Портленда, благодаря которому маленький Вилли и познакомился с музыкой, пробудился «синдром Леопольда Моцарта». Он повез чудо-ребенка на гастроли, одним из пунктов которых стала Российская империя. Вилли Ферреро на коленях у директора Придворного оркестра барона Штакельберга.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Фото с дарственной надписью восьмилетнего Вилли Ферреро Придворному оркестру
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Концерты в Санкт-Петербурге, а затем Москве, стали настоящей сенсацией. Кроме гонорара мальчик увозил из Петербурга шкатулку, украшенную бриллиантами, и игрушечную железную дорогу – подарки от императора Николая II. Газеты пестрели отзывами, среди которых были не только восторженные, но и скептические, многие серьезные музыканты видели в выступлениях маленького Вилли скорее трюкачество, чем творчество, но все сходились в одном – это была магия, неважно, положительный или отрицательный смысл вкладывался в это слово. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Вилли Ферреро вырос, получил классическое образование в Венской музыкальной академии, которую окончил как дирижер и композитор в 1924 году у Макса Спрингера, вновь уже зрелым музыкантом начал выступать и ездить на гастроли. В мае 1936 года Ферреро дирижирует в зале Дворянского собрания – теперь Большом зале Ленинградской филармонии.

В программе 30-летнего музыканта тоже есть симфония Бетховена – Седьмая, а еще скерцо из «Сна в летнюю ночь» Мендельсона, «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, Болеро Равеля и впервые исполненная в СССР Новелетта итальянца Джузеппе Мартуччи. Другую популярную в Европе пьесу Мартуччи – Ноктюрн – дирижер исполнит в своем концерте с Заслуженным коллективом в мае 1951 года, когда вновь приедет на серию выступлений. Это был важный для ленинградской публики визит, ведь после войны гастролеры ее не баловали, а редкие визиты в Большой зал совершали лишь музыканты из стран народной демократии – Венгрии, Польши, Чехословакии.
Вилли Ферреро на репетиции с оркестром ЗКР, 1951 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В январе 1951-го из ГДР приехал Герман Абендрот, а в мае из Италии – Вилли Ферреро – первый «чужой» иностранец. И хотя с 1936 года сменилось поколение слушателей, его помнят и встречают с восторгом, а каждая из двух программ идет с повтором. Оркестр под управлением Ферреро играет две симфонии – № 5 Бетховена и № 4 Чайковского, «Празднества» Дебюсси и вновь Болеро Равеля. Геннадий Рождественский, ставший слушателем этих концертов, вспоминает:

«Во время модуляции в ми мажор, в конце Болеро, единственной модуляции из до мажора, весь зал встал. И я в том числе. Невозможно было устоять от охватившего нас экстаза. …Было даже страшное ощущение – мы попали во власть чародея».

ID=2

Ферреро вернулся уже в следующем сезоне, в феврале 1952-го, вновь с двумя программами. На сей раз первая из них была повторена трижды, вторая дважды. Из симфоний играли № 34 Моцарта и № 9 Дворжака, из итальянцев – Концерт для струнных Вивальди, «Празднества Рима» Респиги и опять Новелетту Мартуччи. В каждой из программ был Рихард Штраус: 9, 10 и 12 февраля – Танец Саломеи, а на последних выступлениях в Большом зале 14 и 15 февраля – «Тиль Уленшпигель». Тогда же прозвучало вступление ко 2-й картине 4-го действия «Хованщины» Мусоргского. Ни в одном из концертов дирижера не было солистов, обычно так привлекающих публику. Ее любимец Ферреро мог позволить себе полностью симфонические программы, выстроенные с изящной изысканностью. Часть из них была записана на пластинки – с оркестрами Итальянского радио, римской Академии Санта-Чечилия, московским Госоркестром и Заслуженным коллективом РСФСР академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии.

И. Р.




Другие материалы

Михаил Третьяков

Михаил Третьяков

Валторна 1903–1963
Эммануил Фишман

Эммануил Фишман

Виолончель 1907–1988

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»