Персоны
Вилли Ферреро
Биография
Ферреро Вилли / Willy Ferrero – итальянский дирижер. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Вилли Ферреро впервые завоевал петербургскую публику в 1913 году – 3 ноября в зале Дворянского собрания семилетний вундеркинд стоял за пультом Оркестра графа Шереметева, на подставке, больше похожей на стол. Для программы своего концерта он выбрал Ракоци-марш Берлиоза, Траурный марш марионеток Гуно, Танец Анитры Грига, увертюру к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера (!) и Первую симфонию Бетховена (!). Впервые под управлением юного музыканта она прозвучала на его дирижерском дебюте, тоже в 1913-м, в Риме в ‘’Teatro Augusteo’’. Фурор, произведенный ребенком, не умеющим читать не только ноты, но и буквы, был столь велик, что у его отца, циркового скрипача американского Портленда, благодаря которому маленький Вилли и познакомился с музыкой, пробудился «синдром Леопольда Моцарта». Он повез чудо-ребенка на гастроли, одним из пунктов которых стала Российская империя. Вилли Ферреро на коленях у директора Придворного оркестра барона Штакельберга.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Фото с дарственной надписью восьмилетнего Вилли Ферреро Придворному оркестру
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Концерты в Санкт-Петербурге, а затем Москве, стали настоящей сенсацией. Кроме гонорара мальчик увозил из Петербурга шкатулку, украшенную бриллиантами, и игрушечную железную дорогу – подарки от императора Николая II. Газеты пестрели отзывами, среди которых были не только восторженные, но и скептические, многие серьезные музыканты видели в выступлениях маленького Вилли скорее трюкачество, чем творчество, но все сходились в одном – это была магия, неважно, положительный или отрицательный смысл вкладывался в это слово. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Вилли Ферреро вырос, получил классическое образование в Венской музыкальной академии, которую окончил как дирижер и композитор в 1924 году у Макса Спрингера, вновь уже зрелым музыкантом начал выступать и ездить на гастроли. В мае 1936 года Ферреро дирижирует в зале Дворянского собрания – теперь Большом зале Ленинградской филармонии.
В программе 30-летнего музыканта тоже есть симфония Бетховена – Седьмая, а еще скерцо из «Сна в летнюю ночь» Мендельсона, «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси, Болеро Равеля и впервые исполненная в СССР Новелетта итальянца Джузеппе Мартуччи. Другую популярную в Европе пьесу Мартуччи – Ноктюрн – дирижер исполнит в своем концерте с Заслуженным коллективом в мае 1951 года, когда вновь приедет на серию выступлений. Это был важный для ленинградской публики визит, ведь после войны гастролеры ее не баловали, а редкие визиты в Большой зал совершали лишь музыканты из стран народной демократии – Венгрии, Польши, Чехословакии.
Вилли Ферреро на репетиции с оркестром ЗКР, 1951 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В январе 1951-го из ГДР приехал Герман Абендрот, а в мае из Италии – Вилли Ферреро – первый «чужой» иностранец. И хотя с 1936 года сменилось поколение слушателей, его помнят и встречают с восторгом, а каждая из двух программ идет с повтором. Оркестр под управлением Ферреро играет две симфонии – № 5 Бетховена и № 4 Чайковского, «Празднества» Дебюсси и вновь Болеро Равеля. Геннадий Рождественский, ставший слушателем этих концертов, вспоминает:
«Во время модуляции в ми мажор, в конце Болеро, единственной модуляции из до мажора, весь зал встал. И я в том числе. Невозможно было устоять от охватившего нас экстаза. …Было даже страшное ощущение – мы попали во власть чародея».
Ферреро вернулся уже в следующем сезоне, в феврале 1952-го, вновь с двумя программами. На сей раз первая из них была повторена трижды, вторая дважды. Из симфоний играли № 34 Моцарта и № 9 Дворжака, из итальянцев – Концерт для струнных Вивальди, «Празднества Рима» Респиги и опять Новелетту Мартуччи. В каждой из программ был Рихард Штраус: 9, 10 и 12 февраля – Танец Саломеи, а на последних выступлениях в Большом зале 14 и 15 февраля – «Тиль Уленшпигель». Тогда же прозвучало вступление ко 2-й картине 4-го действия «Хованщины» Мусоргского. Ни в одном из концертов дирижера не было солистов, обычно так привлекающих публику. Ее любимец Ферреро мог позволить себе полностью симфонические программы, выстроенные с изящной изысканностью. Часть из них была записана на пластинки – с оркестрами Итальянского радио, римской Академии Санта-Чечилия, московским Госоркестром и Заслуженным коллективом РСФСР академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии.
И. Р.
Концерты
-
24 мая 1936
(машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Вилли Ферреро (Италия)Бетховен. Симфония № 7. Мартуччи. Новелетта. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». Мендельсон. Скерцо из музыки к комедии «Сон в летнюю ночь». Равель. «Болеро»
-
26 мая 1936
12-й концерт 1-го абонемента (повторение программы 24 мая, машинопись)
Симфонический концерт
Дирижер – Вилли Ферреро (Италия)Бетховен. Симфония № 7. Мартуччи. Новелетта. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». Мендельсон. Скерцо из музыки к комедии «Сон в летнюю ночь». Равель. «Болеро»
-
13 мая 1951
Симфонический концерт
Дирижер – Вилли Ферреро (Италия)Чайковский. Симфония № 4. Вагнер. «Путешествие Зигфрида по Рейну» из муз. драмы «Гибель богов». Мартуччи. Ноктюрн. Верди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня»
-
14 мая 1951
(повторение программы 13 мая)
Симфонический концерт
Дирижер – Вилли Ферреро (Италия)Чайковский. Симфония № 4. Вагнер. «Путешествие Зигфрида по Рейну» из муз. драмы «Гибель богов». Мартуччи. Ноктюрн. Верди. Увертюра к опере «Сицилийская вечерня»
-
16 мая 1951
8-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Вилли Ферреро (Италия)Бетховен. Симфония № 5. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». Равель. «Болеро»
-
17 мая 1951
(повторение программы 16 мая)
Симфонический концерт
Дирижер – Вилли Ферреро (Италия)Бетховен. Симфония № 5. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». Равель. «Болеро»
-
9 февраля 1952
Симфонический концерт
Дирижер – Вилли Ферреро (Италия)Вивальди. Концерт для струнного оркестра. Моцарт. Симфония № 34 «Торжественная». Мартуччи. Новеллетта. Р. Штраус. «Танец семи покрывал» из муз. драмы «Саломея»
-
10 февраля 1952
(повторение программы 9 февраля)
Симфонический концерт
Дирижер – Вилли Ферреро (Италия)Вивальди. Концерт для струнного оркестра. Моцарт. Симфония № 34 «Торжественная». Мартуччи. Новеллетта. Р. Штраус. «Танец семи покрывал» из муз. драмы «Саломея»
-
12 февраля 1952
(повторение программы 9 и 10 февраля)
Симфонический концерт для студентов г. Ленинграда
IV концерт
Дирижер – Вилли Ферреро (Италия)Вивальди. Концерт для струнного оркестра. Моцарт. Симфония № 34 «Торжественная». Мартуччи. Новеллетта. Р. Штраус. «Танец семи покрывал» из муз. драмы «Саломея»
-
14 февраля 1952
Симфонический концерт
Дирижер – Вилли ФеррероДворжак. Симфония № 9 «Из Нового Света». Респиги. «Празднества Рима». Мусоргский. Вступление ко 2 картине IV акта оперы «Хованщина». Р. Штраус. «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля»
-
15 февраля 1952
(повторение программы 14 февраля)
Симфонический концерт
Дирижер – Вилли ФеррероДворжак. Симфония № 9 «Из Нового Света». Респиги. «Празднества Рима». Мусоргский. Вступление ко 2 картине IV акта оперы «Хованщина». Р. Штраус. «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля»