Персоны
Виктор Великанов

Биография
Великанов Виктор Васильевич – дирижер.
Получив образование в Петрограде, но не имея постоянной работы, Виктор Великанов вместе с женой, певицей ГАТОБа (Мариинского театра) Софьей Батуриной, уезжает в 1928 году в Харбин. Здесь он преподает в Музыкальном техникуме, дирижирует симфоническими концертами и оперными спектаклями, которые идут в Музыкальном театре, открытом в здании вокзала Китайско-Восточной железной дороги.
В русском Харбине много соотечественников, в том числе и с советскими паспортами – развитие КВЖД было важным проектом тех лет. В середине 1930-х Харбин переходит под контроль Японии и советских граждан массово вывозят на родину. Большинство приехавших она встречает репрессиями, посадками, расстрельными приговорами. Дирижер Владимир Каплун-Владимировский, с которым Великанов работает вместе в Харбине, отсидит в лагерях восемь лет. А Великанов и Батурина, как и многие музыканты, отправятся из Харбина в Свердловск, где проработают сезон в оперном театре, – в 1936-м под управлением Великанова проходит свердловская премьера балета Асафьева «Утраченные иллюзии», хореограф-постановщик – Леонид Якобсон.
Уже в следующем сезоне Великановы пробуют устроиться в Ленинграде. Очевидно, несмотря на харбинскую метку в биографии Виктора Великанова, Филармония старается поддержать дирижера и дает ему три концерта в молодежном абонементе. Под его управлением Заслуженный коллектив исполняет интереснейшие программы. Но в городе в это время начинаются аресты «японских шпионов». Харбинского коллегу Великановых, солиста Кировского (Мариинского) театра и незаменимого участника важнейших филармонических программ Льва Виттельса в январе 1938-го приговорят к расстрелу. Осенью 1938 года арестуют и Софью Батурину, но, к счастью, через полгода выпустят.
Великановы уезжают подальше от центра, на Урал, опять работают в Свердловском оперном театре. Здесь Виктор Великанов дирижирует и после войны – с 1947-го до 1957 года. Под его управлением проходят текущие спектакли и новые постановки – «Иоланта», «Русалка», «Трубадур», «Проданная невеста», «В бурю», «Золотой петушок», «Царская невеста» –: удачная постановка (1952) задерживается в репертуаре на долгие годы, в «Царской невесте» в 1954-м дебютирует на оперной сцене Ирина Архипова. Свердловск, ставший прибежищем для многих «неблагонадежных» советских артистов, оказался местом реализации творческих возможностей и для дирижера Виктора Великанова.
Информация о периоде работы дирижера Великанова в Свердловске предоставлена Уральским театром оперы и балета (редактор Анастасия Белова)И. Р.
Концерты
-
28 февраля 1937
2-й концерт 5-го молодежного абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Виктор ВеликановЧайковский. Симфония № 4. Концерт для скрипки с оркестром. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
-
17 декабря 1937
1-й концерт молодежного абонемента (программа с аннотацией и списком оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Виктор ВеликановГлинка. Увертюра к опере «Иван Сусанин». Бородин. Ария Галицкого из оперы «Князь Игорь». Мусоргский. Монолог Бориса из оперы «Борис Годунов». Римский-Корсаков. «Шехеразада»
-
6 марта 1938
6-й концерт молодежного абонемента (программка с аннотацией и составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Виктор ВеликановБерлиоз. Отрывок из симфонии «Ромео и Джульетта». Сен-Санс. «Юность Геркулеса». Дюка. «Ученик чародея». Берлиоз. Два отрывка из легенды «Осуждение Фауста». Ария Беатриче из оперы «Беатриче и Бенедикт». Дюка. Монолог Арианы из оперы «Ариана и Синяя Борода». Дебюсси. «Облака»