Персоны

Зоя Стрижова

1922–2020
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Зоя Стрижова

Биография

Стрижова Зоя Николаевна – директор филармонии с 22.11.1971 до 24.09.1979.

Выпускницу исторического факультета Педагогического института имени Герцена Зою Стрижову партия направляла на руководящую работу в учреждения культуры. Ее личное дело хранится в Центральном государственном архиве историко политических документов Санкт Петербурга в фондах обкома КПСС (01.01.1950–31.12.1979). В этот период почти 10 лет Зоя Николаевна была директором исчезнувшего с карты Петербурга Музея имени Ленина и почти 8 лет директором Ленинградской филармонии. К артистам и служащим она относилась со строгостью, но и с заботой. Во в вверенной ей организации держала порядок, стараясь навести его, в том числе и в репетиционном процессе. Иногда в связи с этим случались различные казусы, но музыканты, рассказывая о них, всегда вспоминают Зою Николаевну с доброй улыбкой.   Зоя Стрижова с Евгением Мравинским
Из личного архива Зои Стрижовой

На период руководства Стрижовой к обычным трудностям руководящей работы добавилась и необходимость отвечать за оркестрантов, оставшихся за границей во время гастролей (их называли «невозвращенцами»). К тому же, именно в 1970-е официально был разрешен отъезд в Израиль, и начался массовый отток музыкантов из оркестра. Стрижовой объявляли выговоры по партийной линии, вызывали на ковер. Ей доставалось, но она ухитрялась вступаться за артистов. Так, в Заслуженном коллективе играло три брата Левинзона – альтист Яков, виолончелист Иосиф и контрабасист Евгений. Именно он в 1976 году эмигрировал в Израиль, а потом стал концертмейстером Нью-Йоркского филармонического оркестра. По негласным правилам того времени у родственников эмигрантов начинались серьезные проблемы, но Стрижовой удалось не только сохранить за Яковом и Иосифом Левинзонами место в оркестре, но и добиться их выезда на зарубежные гастроли. Николай Стрижов, сын Зои Николаевны, вспоминает: «Отвечать ей приходилось перед партийными властями и КГБ. Лично ручаясь за людей, она каждый раз рисковала работой, карьерой». Сама Зоя Николаевна Стрижова от беседы отказалась, но призналась: «В моей жизни годы работы в Филармонии (8 лет) — одни из лучших, светлых, но очень непростых лет."

В память об этих годах в семейном архиве хранятся фотографии и дружеская надпись Мравинского, сделанная им 10 февраля 1981 года на книге «Оркестром дирижирует Мравинский». СЮДА
© Из личного архива Зои Стрижовой

После ухода из Филармонии Стрижова стала директором музея Института имени Лесгафта, где проработала 22 года (1980–2002), сделав немало для расширения исторической экспозиции.

И. Р.



Другие материалы

Владимир Гронский

Владимир Гронский

Директор филармонии в 2005/2006 род. в 1952
Иван Бордюг

Иван Бордюг

Директор филармонии в 1932–1933 1894–?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»