Персоны
Михаил Довенман
Биография
Довенман Михаил Абрамович – тенор, оперный и камерный певец.
Любовь к опере пришла к Михаилу Довенману еще в отрочестве, когда в Одесском оперном театре он услышал знаменитого тенора Николая Печковского в «Вертере» Массне. Но музыка не рассматривалась в семье как профессия, и юноша отправился учиться в Одесский техникум пищевой промышленности. Директор небольшого предприятия, где Довенман стал работать, услышав его голос, оплатил приезд Михаила в Ленинград. После короткой начальной музыкальной подготовки Довенман поступает в консерваторию в класс Софьи Акимовой, окончив учебу, до 1938 года исполняет ведущие теноровые партии в спектаклях Оперной студии.
Михаил Довенман в концерте 22 декабря 1955 года. Малый зал филармонии, партия фортепиано Софья Вакман. (Сведения о концерте не обнаружены, дата написана на обороте фотографии).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В это время певец начинает выступать и в Большом зале филармонии – поет Водемона в концертном исполнении «Иоланты», Тамино в «Волшебной флейте». В этих программах участвуют солисты Кировского (Мариинского) театра, в труппу приглашают и Довенмана. Здесь он задерживается недолго и в 1939-м переходит на военную службу в Ансамбль песни и пляски Ленинградского военного округа, которым руководит Александр Анисимов.
Во время войны ансамбль становится фронтовым коллективом. Несколько концертов (весной 1942-го и 1944-го) дает в Большом зале, среди солистов ансамбля – Михаил Довенман. Но в Филармонии певец выступает во время войны не только как запевала фронтового ансамбля. Он исполняет оперные арии в камерных программах и концертах Симфонического оркестра Радиокомитета под управлением Карла Элиасберга. С конца 1943 года певец участвует и в спектаклях Малого оперного (Михайловского) театра, а вскоре становится солистом труппы.
Концерт 20 марта 1954, 50-летний юбилей композитора Леона Ходжа-Эйнатова. На переднем плане: Михаил Довенман (слева), Леон Ходжа-Эйнатов (в центре), дирижер Карл Элиасберг (крайний справа).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В Малом оперном Михаил Довенман прослужит до 1970 года. До 1967-го он будет постоянным участником филармонических программ. Среди несомненных достоинств Довенмана был не только голос, но и культура пения, чувство стиля, способность быстро учить новые произведения. Он был одинаково хорош в финале Девятой симфонии Бетховена и в Первой Скрябина, в реквиемах Моцарта и Верди, в «Волшебной флейте» Моцарта и «Эрнани» Верди, во «Франческе да Римини» и «Колоколах» Рахманинова, его приглашали на Мессу си минор Баха Александр Гаук (1947), Карл Элиасберг (1957) и Лео Гинзбург (1958), певец солировал в «Песне о земле» Малера, исполненной в Большом зале под управлением Курта Зандерлинга (1958) и Николая Рабиновича (1963). Незаменим был Довенман и в современной музыке. Пел на премьере в СССР Военного реквиема Бриттена, состоявшейся в филармонии 25 декабря 1964 года, дирижировал Николай Рабинович. Ценил певца и Дмитрий Шостакович. В Большом зале Довенман неоднократно солировал в его «Песне о лесах», в Малом зале имени Глинки 5 июня 1957 года вместе с Ниной Дорлиак и Зарой Долухановой исполнил под аккомпанемент Шостаковича его вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии».
Концерт 27 апреля 1957 года. На переднем плане: Михаил Довенман (слева), художественный руководитель Хора студентов Ленинградского гоусадерственного университета Григорий Сандлр (в центре), дирижер Хо Дя Бок (справа).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
На камерной филармонической сцене артист выступал в 1950–1962, в его программах были «Итальянские песни» Гуго Вольфа (1958), Серенада для тенора, валторны и струнных Бриттена (1960). Последнее выступление Михаила Довенмана в Большом зале состоялось 6 марта 1967 года в квартете солистов в Stabat Mater Россини, исполненной под управлением Оганеса Чекиджяна.
И. Р.
Концерты
-
15 марта 1937
Чайковский. «Иоланта»
Опера в концертном исполнении
-
26 декабря 1937
Камерный концерт
В программе: Прокофьев, Вейсберг, Пергамент, Карпов, Василенко, Тер-Мартиросян, Палиашвили, Айвазян, Прицкер, Чишко, Шварц
-
8 мая 1938
Моцарт. «Волшебная флейта»
Опера в концертном исполненииАранжировка для русского народного оркестра
-
19 апреля 1942
В помещении Театра драмы имени А. С. Пушкина (рукописная книга, пометка: афиша разм. 1.5 л., программы)
Концерт фронтового коллектива
В программе: Александров, Анисимов, Книппер, Компанеец, Леви, Листов, д’Актиль, Нищинский, Борисов
-
2 мая 1942
(рукописная книга, пометка: плакаты, программы, оповещение по радио)
Концерт фронтового коллектива
В программе: Александров, Чистяков, Книппер, Хренников, Анисимов, Листов, д’Актиль, Нищинский, Витлин, Борисов
-
28 августа 1943
(рукописная книга)
Концерт фронтового коллектива
Русские и украинские народные песни. Некрасов. Отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Красноармейские пляски
-
9 октября 1943
(рукописная книга с пометкой: афиша разм. в 0,5 л.)
Симфонический концерт
Дирижер – Карл ЭлиасбергЧайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Дуэт Ромео и Джульетты. Тема с вариациями из сюиты № 3
-
22 января 1944
(рукописная книга, афиша)
Закрытый концерт для Городского комитета ВЛКСМ
В программе: Глух, Чайковский, Маяковский, Бетховен, Коваль, Евлахов, Рахманинов, Гречанинов, Носов, Симонов
-
29 января 1944
(рукописная книга с пометкой: афиша разм. 50х45 см, объявление по радио)
Концерт фронтового коллектива
В программе: Носов, Анисимов, Мокроусов, Митюшин, Панфёров, а также народные песни и пляски
-
14 февраля 1944
(рукописная книга)
Закрытый концерт для Завода имени Марти
В программе: Четвериков, Дрдла, Чайковский, Аренский, Шопен, Глазунов, Верди, Булахов, И. Штраус, Янет, Глинка, Нашэ, Бакалов, Феркельман, Летин, Жарковский, Шолохов, Минкус, Рахманинов, Кюи, Планкетт, Арманд, Хагер, Фримль, Кальман
-
25 марта 1944
(рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1 альбом. лист, объявление по радио)
Второй юбилейный концерт, посвященный 100-летию со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова
Дирижер – Карл ЭлиасбергРимский-Корсаков. «Шехеразада». Песни иноземных гостей из оперы «Садко». Ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок». «Нимфа». Свадебное шествие из оперы «Золотой петушок»
-
2 апреля 1944
(рукопись и рукописная книга с пометкой: афиша разм. 45х50 см, объявление по радио, щиты)
Концерт фронтового коллектива
В программе: Носов, Анисимов, Мокроусов, Мусоргский, Кирсанов, Митюшин, а также народные песни и пляски
-
3 мая 1945
5-й концерт 2-го абонемента (перенос с 25 апреля, рукописная книга)
Моцарт. «Волшебная флейта»
Опера в концертном исполнении
-
7 мая 1945
Моцарт. «Волшебная флейта»
Опера в концертном исполнении
-
4 июня 1945
8-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийМоцарт. Симфония до мажор. Шуман. Музыка к драматической поэме Байрона «Манфред»
-
21 апреля 1946
3-й концерт 5-го дневного абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Марк ПаверманРимский-Корсаков. Увертюра к опере «Псковитянка». «Испанское каприччио». Каватина Берендея из оперы «Снегурочка». Песня Индийского гостя из оперы «Садко». Песня Левко из оперы «Майская ночь». Симфоническая сюита «Шехеразада»
-
26 мая 1947
Бах. Месса си минор
Дирижер – Александр ГаукБах. Месса си минор
-
28 мая 1947
(повторение программы 26 мая)
Бах. Месса си минор
Дирижер – Александр ГаукБах. Месса си минор
-
23 декабря 1949
Концерт 6-го абонемента (талон № 9)
Симфонический концерт
Дирижеры – Евгений Мравинский, Курт Зандерлинг, Георгий ДмитревскийХачатурян. «Песня о Сталине». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Шостакович. «Песнь о лесах»
-
18 апреля 1950
7-й концерт 5-го абонемента
Моцарт
Моцарт. Реквием