Персоны
Дмитрий Толстой
Биография
Толстой Дмитрий Алексеевич – композитор, пианист, педагог.
Родители Дмитрия Толстого – писатель Алексей Толстой и поэтесса Наталья Крандиевская – эмигрировали из Советской России в 1919-м и вернулись из Берлина в Петроград в 1923 году, когда будущему композитору было семь месяцев от роду. Рос он не в стандартной атмосфере советской семьи. Гостями в доме «красного графа», как называли Алексея Толстого, были знаменитые писатели, ученые, художники, актеры, музыканты. Музыкой Митю отдали заниматься в 10 лет – сначала дома, потом, с 1934-го, в особой детской группе Ленинградской консерватории, преобразованной в 1936-м в специальную школу-десятилетку, которую он окончил в 1940 году в фортепианном классе Александра Каменского. Тогда же начал и сочинять – первые опыты проходили под руководством композитора Венедикта Пушкова. В консерваторию Дмитрий Толстой поступает сразу на два факультета – фортепианный к Каменскому и композиторский к Петру Рязанову. С консерваторией во время войны он уезжает в Ташкент. Вернувшись оттуда, полгода (с января 1944-го) учится у Софроницкого (фортепиано) и Шебалина (композиция) в Москве, но композиторский диплом получает в Ленинграде в классе Бориса Арапова в 1946 году, а фортепианный факультет в конце концов оставляет. В аспирантуре Толстой стажируется сначала у Дмитрия Шостаковича, а после его увольнения в 1948-м (на волне «борьбы с формализмом») – у Владимира Волошинова, получив удостоверение в 1950-м. В Ленинградскую консерваторию он вернется как педагог и будет преподавать с 1967 года до конца жизни.
С возрастом Дмитрий Толстой становится удивительно похож на своего знаменитого отца – чертами лица, грузной статью. И хотя Алексей Толстой ушел из семьи в 1935-м, отношения с отцом сохранялись. В 1966 году Дмитрий Толстой напишет оперу «Русский характер» по рассказу отца и балет по его знаменитой повести «Аэлита», а в 1973-м – вокальный цикл «Дорога» на стихи матери Натальи Крандиевской, поэзия которой когда-то была удостоена похвалы самого Ивана Бунина. Оперы композитора (всего их пять) поставят в Перми и Ленинграде (в Кировском/Мариинском театре), исполняется и камерная музыка композитора, много Толстой пишет для спектаклей ленинградских театров, а к симфоническим жанрам обращается редко. Потому в афише Большого зала филармонии имя композитора Дмитрия Толстого появляется лишь 4 декабря 1971 года: на премьере его Концерта для фортепиано с оркестром солирует Валерий Генслер, Симфоническим оркестром дирижирует Виктор Федотов. Сам Дмитрий Толстой играл здесь лишь четырнадцатилетним учеником школы-десятилетки, в том числе и две пьесы собственного сочинения.
Чаще сочинения композитора исполняются на сцене Малого зала имени Глинки, иногда – с участием автора. Дмитрий Толстой играет свои прелюдии из цикла, посвященного памяти Владимира Софроницкого (1956, 1979), фортепианную сонату № 9 и, с Марком Комиссаровым, скрипичную сонату, аккомпанирует певцам.
Композиторское наследие Дмитрия Толстого не стало исключительным фактом в истории русской музыки. Но его мемуары «Для чего все это было», опубликованные в 1995 году издательством «Библиополис-Композитор» (СПб.)», – удивительное свидетельство очевидца непростого периода русской культуры и судьбы ее героев, написанные прекрасным языком и говорящие о незаурядной личности автора.
И. Р.
Концерты
-
8 апреля 1937
Концерт учащихся школы Ленинградской государственной консерватории
В программе: Чайковский, Рубинштейн, Моцарт, Шопен, Л. Берман, Герфурт, Тартини, Шуберт, Римский-Корсаков, Сен-Санс, Каравайчук, Д. Толстой, Форе, Пиатти, Буткевич, Витали, Лист