Персоны
Дмитрий Тасин
Биография
Тасин Дмитрий – пианист.
Среди юных дарований, которые часто выступали в Большом зале в 1930-е годы, был воспитанник Одесской школы Столярского пианист Дима Тасин. Он учился в классе Берты Михайловны Рейнгбальд, у которой тогда же завершал учебу Эмиль Гилельс. Тасину прочили столь же яркое будущее.
О Диме Тасине вспоминает в интервью для журнала ‘’Musicus’’ (№ 3, 2014) его соученица, профессор Кишиневской консерватории Людмила Вениаминовна Ваверко:
«Рейнгбальд очень высоко ценили и одновременно завидовали – то, что она делала с учениками, выходило за рамки нормы. У нее был один ученик, который практически должен был повторить судьбу Гилельса, – Дима Тасин. Но этого не случилось: война, занятия прервались, и они с Рейнгбальд больше не встретились. Были и еще моменты … Он же был вундеркиндом, и для того, чтобы он мог играть 24 часа в сутки, его не пускали в школу. Он не получил общего образования, и только когда построили школу Столярского, он поступил сразу в восьмой класс. Конечно, ему там было очень неуютно, поскольку он не получил предшествующего образования. Я с ним встретилась уже в 1945 году в Киевской консерватории. Хотя его хотели взять в Московскую консерваторию к Игумнову, но он отчего-то не поехал. Из Одессы перебрался в Киев, откуда его сразу же послали на Фестиваль молодежи и студентов в Берлине, где он занял призовое место.
Тасин был большим виртуозом: достаточно сказать, что, когда ему было 13–14 лет, он играл Концерт № 2 Рахманинова, «Кампанеллу» Паганини–Листа, 32 Вариации Бетховена. Сложнейший репертуар! И вот однажды я включаю телевизор и вижу юмористическую пару – знаменитые тогда Тарапунька и Штепсель. Я с ужасом вижу, что за роялем им подыгрывает Дима Тасин. Причем он играет аккорды из Первого концерта Чайковского, потом резко переходит на что-то другое, а в это время к нему подходит один из пары юмористов и какой-то палкой или книгой большой – бац! – ему по голове. То есть это часть их развлекательного номера была. Чем он кончил дальше – я не знаю, больше я о нем ничего не слышала. К сожалению, бывает, что одаренные люди – и артисты, и художники – растрачивают себя, не доносят то, что им дано от природы».
В январе 1937 года многообещающий молодой пианист Дима Тасин дважды исполнил в Большом зале с Заслуженным коллективом Концерт № 1 Бетховена – под управлением Ильи Мусина и Эугена Сенкара. Программа Сенкара была выпущена на две даты: ее симфоническая часть повторялась, а солисты менялись: 29 января играл Дмитрий Тасин, а 31-го – Эмиль Гилельс. Жизнь их сложилась совсем непохожим образом, и Дмитрий Тасин больше на ленинградской филармонической сцене не появлялся.
И. Р.
Концерты
-
24 января 1937
Симфонический концерт
Дирижер – Илья МусинБетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Скрябин. Симфония № 1
-
29 января 1937
Симфонический концерт
Дирижер – Эуген СенкарМоцарт. Симфония № 39. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Р. Штраус. Симфоническая поэма «Жизнь героя»