Персоны

Вера Дулова

1909–2000
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Вера Дулова

Биография

Дулова Вера Георгиевна – арфистка.

Более полувека Вера Дулова была солисткой оркестра Большого театра, но ее жизнь ничем не напоминала обычную карьеру музыканта театрального оркестра. Недаром Вера Георгиевна стала первым в истории оркестрантом, получившим звание «Народного артиста». Она во многом была первой и единственной.

В современных биографиях арфистки указано, что род ее ведется от самого Рюрика (даже подсчитано, что поколение Дуловой составило 32-е колено рода). Для ее музыкальной судьбы важнее то, что гораздо более близкие предки Дуловой были музыкантами. Бабушка Александра Зограф-Дулова – пианисткой. Отец – скрипач Георгий Дулов – играл в Квартете герцога Мекленбургского. Мать, Мария Буковская-Дулова, пела в Мариинском театре. В детстве Вера мечтала играть на виолончели, но отец решил, что это «не женский» инструмент и отдал дочку на арфу. Окончив консерваторию в классе Ксении Эрдели и Марии Корчинской, Вера Дулова получила направление на стажировку в Европу. В Москву она вернулась в 1929-м и сразу же стала солисткой Московской филармонии. В 1935 году, уже после перехода на службу в Большой театр, Дулова делит первую премию с Давидом Ойстрахом и Яковом Флиером на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и именно в качестве лауреата этого конкурса впервые появляется на сцене Большого зала Ленинградской филармонии в 1937 году. В дальнейшем она часто приезжала в Ленинград вместе с ансамблем скрипачей Большого театра, а также неизменно участвовала в сольных концертах мужа – певца, солиста Большого Александра Батурина.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Круг общения семьи Дуловой–Батурина – художники, литераторы, композиторы. Стены их гостиной увешаны живописью: Судейкин, Яковлев, Грабарь, небольшие картины Айвазовского, Шишкина и Саврасова, графика Добужинского. После смерти Веры Георгиевны коллекцию примет Третьяковская галерея. К этому времени здесь уже хранились портреты самой Веры Дуловой кисти Петра Кончаловского и Аристарха Лентулова.

Живописцы неизменно изображают героиню с арфой. Своему инструменту Дулова действительно посвятила всю жизнь. Она вела класс арфы в училище Ипполитова-Иванова, а затем в Московской консерватории, давала мастер-классы в Европе, Америке, Австралии и Японии, возглавляла жюри конкурсов, разыскивала забытые произведения и исполняла премьеры современных композиторов, заказывала переложения для арфы или ансамбля арф известным авторам, сама делала множество переложений и транскрипций, которые вошли в репертуар ее учеников, а затем и музыкантов по всему миру. В Москве Дулова основала Арфовое общество и Международный конкурс арфы. Именно при участии Веры Дуловой было разработано и поставлено на поток производство российских арф – до этого все инструменты заказывали за границей. Но, самое главное, Вера Дулова невероятно много выступала сама.

Художник Игорь Грабарь. Портрет В. Г. Дуловой, 1935 г.

Среди ее многочисленных наград есть даже экзотическое звание «Почетного полярника» – в 1955 году Веру Дулову и ее арфу привезли на дрейфующую льдину «Северный полюс-4». Гораздо важнее были выступления Дуловой в крупнейших концертных залах, в том числе и в Ленинградской филармонии – в Большом и Малом залах она играла на протяжении почти полувека. Появившись в филармонической афише в конце 1930-х, арфистка дала свой последний сольный концерт в январе 1984 года! В программе этого концерта была и Полька Балакирева – Шостаковича. Это переложение композитор сделал по просьбе Дуловой во время войны в эвакуации.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С Шостаковичем Дулову связывали долгие дружеские отношения. Не желая становится одним из «записных друзей» композитора в пору его посмертной славы, Дулова долго отказывалась публиковать переписку с Дмитрием Дмитриевичем. Лишь незадолго до смерти она передала для издания конверт с письмами композитора и пояснила: «Вот Митя настоящий».

Они познакомились в начале 1920-х годов, когда Вера Дулова ходила на концерты Ассоциации современной музыки, помогала распространять билеты, была на первом авторском отделении юного Шостаковича в Москве в 1925 году. Общение их не прекращалось ни в 1930-е годы, когда Шостакович неизменно бывал в квартире Дуловой и Батурина, приезжая в Москву. Вместе они оказались в Куйбышеве в эвакуации. Именно в комнате Веры Дуловой на прокатном пианино, которое «достал» Батурин, Дмитрий Шостакович впервые публично играл по клавиру свою Ленинградскую симфонию.

Самой Дуловой, кроме переложения польки Балакирева, сделанного, как утверждала арфистка, за одну ночь лишь для того, чтобы отвлечься от тяжелого военного быта, Шостакович больше ничего не посвящал. Но в репертуаре Веры Георгиевны были сочинения композитора-авангардиста Мосолова, советских классиков Василенко и Хачатуряна, написанные специально для нее. Вера Дулова играла много советских премьер сочинений зарубежных композиторов – Хиндемита, Бриттена, составляла исторические программы «Музыка для арфы от XII до XX века», причем на программке ее концерта 1978 года в Малом зале филармонии указано: «Все произведения в Ленинграде исполняются в 1-й раз»!

В 1970-е годы Вера Дулова несколько раз играла с Симфоническим оркестром филармонии (АСО): концерт Глиэра под управлением Бориса Хайкина и Геннадия Проваторова, Интродукцию и Аллегро для арфы, флейты, кларнета и струнных Равеля – под управлением Юрия Темирканова (в июне 1974-го – в Малом зале, а 26 и 27 мая 1975 года – в Большом зале).

Вера Дулова много записывалась на пластинки. Сегодня множество записей уникальной арфистки переиздано на дисках, остался также учебный фильм «На уроках профессора Дуловой», снятый в 1986 году и сохранивший кадры живого общения Веры Георгиевны с учениками и со своим любимым инструментом.

О. Р.


Концерты

  • 2 октября 1937

    I концерт (программа с аннотацией об исполнителях и анонсом следующего концерта цикла)

    Концерты лауреатов всесоюзных и международных музыкальных конкурсов

    В программе: Вивальди–Страдаль, Балакирев, Рубинштейн, Вивальди, Альбенис, Сарасате, Шуман, Массне, Брамс, Белый, Бах–Катуар, Перголези, Дулов, Пёниц, Вагнер, Григ

  • 14 февраля 1938

    Вокальный вечер
    Солист Большого театра Союза ССР
    Александр Батурин

    В программе: Глинка, Чайковский, Даргомыжский, Танеев, Рахманинов, Дулов, Шапошников, Шишов, Прокофьев, Коваль, Шапорин, Чишко

  • 1 ноября 1938

    Вечер музыки для голоса и арфы
    Александр Батурини Вера Дулова

    В программе: Гендель–Магистретти, Дандрие, Глинка, Чайковский, Рубинштейн, Ипполитов-Иванов, Гранадос, Гуно–Вальтер-Кюне, Танеев, Бородин

  • 12 декабря 1965

    Концерт популярной музыки
    Ансамбль скрипачей Большого театра СССР
    Художественный руководитель – Юлий Реентович

    В программе: Гендель, Паганини, Хачатурян, Сальседо, Уоткинс, Глазунов, Прокофьев, Мендельсон, Шуберт, Сарасате

  • 13 декабря 1965

    Концерт популярной музыки
    Ансамбль скрипачей Большого театра СССР
    Художественный руководитель – Юлий Реентович

    В программе: Тартини, Гендель, Равель, Мендельсон, Паганини, Глинка, Дюран, Равель, Гуно–Вальтер-Кюне, Рахманинов, Чулаки, Караев, Шуберт, Эль Шуан, Сарасате

  • 29 мая 1966

    Концерт популярной музыки
    Ансамбль скрипачей Большого театра СССР
    Художественный руководитель – Юлий Реентович

    В программе: Гендель, Паганини, Бенда, Хачатурян, Уоткинс, Альбенис, Сен-Санс, Бизе, Лист, Рахманинов, Чулаки, Мендельсон, Шуберт, Сарасате

  • 30 мая 1966

    Концерт популярной музыки
    Ансамбль скрипачей Большого театра СССР
    Художественный руководитель – Юлий Реентович

    В программе: Гендель, Бенда, Хачатурян, Сальседо, Уоткинс, Альбенис, Верди, Доницетти, Бах–Гуно, Рахманинов, Прокофьев, Мендельсон, Шуберт, Сарасате

  • 18 января 1971

    (программка с составом ансамбля скрипачей Большого театра)

    Концерт популярной музыки

    В программе: Бах, Гендель, Паганини, Алябьев–Лист, Сальцедо, Альбенис, Власов, Пуччини, Глазунов, Мендельсон, Шуберт, Сарасате

  • 19 января 1971 (в 17 часов)

    (программка с составом Ансамбля скрипачей Большого театра, повтор программы 18 января)

    Концерт популярной музыки

    В программе: Бах, Гендель, Паганини, Алябьев–Лист, Сальцедо, Альбенис, Власов, Пуччини, Глазунов, Мендельсон, Шуберт, Сарасате

  • 13 января 1975

    3-й концерт 6-го абонемента

    Рейнгольд Глиэр (к 100-летию со дня рождения)
    Дирижер – Борис Хайкин

    В программе: Глиэр

  • 14 января 1975

    (повтор программы 13 января)

    Рейнгольд Глиэр (к 100-летию со дня рождения)
    Дирижер – Борис Хайкин

    В программе: Глиэр

  • 26 мая 1975

    6-й концерт 6-го абонемента

    Равель (к 100-летию со дня рождения)
    Дирижер – Юрий Темирканов

    Равель. «Испанская рапсодия». Интродукция и Аллегро для арфы. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Сюита № 2 из балета «Дафнис и Хлоя»

  • 27 мая 1975

    (повтор программы 26 мая)

    Равель (к 100-летию со дня рождения)
    Дирижер – Юрий Темирканов

    Равель. «Испанская рапсодия». Интродукция и Аллегро для арфы. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Сюита № 2 из балета «Дафнис и Хлоя»

  • 6 ноября 1978

    1-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Проваторов

    Мясковский. Симфониетта для струнного оркестра. Глиэр. Концерт для арфы с оркестром. Скорик. Три фантазии на темы из Львовской лютневой табулатуры XVI века. Хачатурян. Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром. Петров. Два фрагмента из балета «Сотворение мира»

  • 2 июля 1982

    (по анонсу и рукописной книге регистрации концертов)

    Закрытие сезона
    Вечер популярной музыки
    Ансамбль скрипачей Большого театра СССР

    (программа не указана)

  • 3 июля 1982

    (по анонсу и рукописной книге регистрации концертов)

    Закрытие сезона
    Вечер популярной музыки
    Ансамбль скрипачей Большого театра СССР

    (программа не указана)




Другие материалы

Иван Дорошин

Иван Дорошин

Бас 1896–1981
Павел Ефимов

Павел Ефимов

Бас 1901–?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»