Персоны
Ирэна Лелива
Биография
Лелива Ирэна Витольдовна – певица, меццо-сопрано.
Источник изображения: сайт gallery-mt.narod.ru
В 1930 году Ирэна Лелива окончила Ленинградский музыкальный техникум, а в 1933-м поступила в труппу Малого оперного театра (Михайловского). Здесь она была занята и в классическом, и в современном репертуарах – пела в операх Чайковского, Римского-Корсакова, Верди, Понкьелли, в премьерных постановках «Тихого Дона» Дзержинского и оперы Кабалевского «Кола Брюньон». С МАЛЕГОТом Лелива уехала в эвакуацию в Чкалов (Оренбург), участвовала в спектаклях и концертах, входила во фронтовую бригаду театра.
И. Лелива в роли Ласочки в Опере Д. Кабалевского "Кола Брюньон". МАЛЕГОТ, 1938 год.
Источник изображения: сайт gallery-mt.narod.ru
В Филармонии певица выступала с 1937 года, сначала только в концертах современной музыки, исполняя с оркестром сочинения Ходжа-Эйнатова, Желобинского, Прокофьева, Дунаевского. Но уже в ноябре 1938-го она появляется в камерных и симфонических программах под управлением Мравинского, Рабиновича, Элиасберга, Венига с ариями из опер Чайковского и Римского-Корсакова, Бизе, Массне и Сен-Санса. Артистка участвует и в концертах Русского народного оркестра имени Андреева, а в программе Александра Гаука с Заслуженным коллективом солирует в Магнификате Баха (18.01.1939).
После возвращения из эвакуации Ирэна Лелива выступила в нескольких сборных филармонических концертах. Два последних состоялись в 1952 году и были посвящены 100-летию со дня смерти Гоголя – 17 февраля в Большом зале и 4 марта в Малом зале имени Глинки, где участвовал и муж певицы – чтец, диктор Ленинградского радио Юрий Калганов.
И. Лелива в роли Марии Мнишек в опере Мусоргского "Борис Годунов". МАЛЕГОТ, 1939 год.
Источник изображения: сайт gallery-mt.narod.ru
Пытаясь найти хотя бы какую-то информацию о дальнейшей судьбе Ирэны Витольдовны, я набрела в сети на книгу «Вокально-хоровая работа и музыкальный всеобуч». Ее автор, доктор искусствоведения Любовь Анатольевна Венгрус, упоминает свою первую учительницу по вокалу в студии Пушкинского дома культуры Ирэну Леливу-Калганову.
С Любовью Венгрус удалось связаться через социальную сеть. Она откликнулась двумя письмами, которые мы публикуем с незначительными сокращениями.
«Мы познакомились в 1964 году, когда моя бабушка и мама, а с ними и я, приехали в Ленинград из ссылки, из Башкирии, 58-я статья, дед. Мама устроилась работать в Дом культуры, г. Пушкин, в вокальный класс к Ирэне Витольдовне. Мама играла хорошо, она училась в школе при консерватории у профессора Дауговед (ничего не знаю), потом ее не взяли в МГК из-за статьи – и жизнь пошла окольными путями. Ирэна очень дружила с мамой. Она была необычайно яркой, колоритной, дружелюбной. Ее вокальный класс всегда приезжал на Новый год к ней домой, а в классе – и капитан 1 ранга, и нач. милиции Пушкина и, и... солидные люди. Квартира всегда была необычной в такой праздник: то морское дно с водорослями и все угощение праздничного стола висело на водорослях откуда-то сверху и т. д. Ее любили все. Периодически она очень болела и звонила всем, прощалась, потом все помогали, она оживала – и снова в работу. Меня мама брала на репетиции, я с огромным удовольствием сидела у нее на занятиях. <…> Мне было 14 лет, я училась у нее, поглощала ее технику – она удивительная и в ней есть моменты, которые мне не объяснили физиологи.
Жила она на Невском, м. Маяковская, правая сторона (лицом к Московскому вокзалу), питерский колодец-двор. Напротив ее окон жил паренек, который был моложе ее на 26 лет и который ее любил – Володя, высокий, два института, быстро терял слух. Он к ней пришел – и они были вместе до ее конца. Квартира прекрасная, старый фонд, картины, рояль, большие комнаты. Детей не было. Все это – насколько нам было известно.
Что было потом, не знаю. Я уехала в Башкирию по распределению, очень много работала и оттуда ей звонила: Ирэна Витольдовна, у меня то-то... И она в ответ – свою знаменитую фразу: (цитата) "пузо вперед, рот открой, пой со лба". Голоса делала играючи.
Потом в работе эта техника задала ряд вопросов, которые я исследовала и изложила в своих диссертациях и монографиях <…>. Очень интересно, при всей кажущейся простоте. Мы долго поддерживали отношения, она была добра ко мне. Подарила свое фото – Кармен и на открытке – "талантливой Любаше от...".
Пожалуй, все. Личность. Яркая, сильная личность.
Вы делаете великое дело, дай Вам Господь сил. С почтением – Л. А. Венгрус, доктор искусствоведения».
Точную дату смерти певицы установить не удалось. Но случилось это не раньше 1974 года. Именно тогда коллектив Ленинградского радио делал выставку к 50-летию со дня своего основания: фото старейшего сотрудника, одного из пионеров радиовещания, стоявшего у истоков дикторской школы и литературных программ, Юрия Калганова предоставила его вдова – Ирэна Витольдовна Лелива.
И. Р.
Концерты
-
8 января 1937
Концертное бюро филармонии (место проведения не указано, вероятно, зал Капеллы)
Оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева
Чайковский. Музыка к весенней сказке «Снегурочка» А. Н. Островского (в концертном исполнении)
-
13 января 1937
Концертное бюро филармонии (место проведения не указано, вероятно, Капелла)
Оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева
Чайковский. Музыка к весенней сказке «Снегурочка» А. Н. Островского (в концертном исполнении)
-
19 января 1937
Концертное бюро филармонии (место проведения не указано, вероятно, Капелла)
Оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева
Чайковский. Музыка к весенней сказке «Снегурочка» А. Н. Островского (в концертном исполнении)
-
1 ноября 1937
(программа)
Концерт из произведений советских композиторов при участии авторов
В программе: Соловьев-Седой, Желобинский, Ходжа-Эйнатов, Юдин, Чишко, Шостакович, Дунаевский
-
16 ноября 1937
I концерт
Декада советской музыки
В программе: Соловьев-Седой, Мясковский, Желобинский, Шостакович, Гнесин, Дзержинский
-
23 ноября 1937
VI концерт (программка на 23 и 24 ноября, с аннотацией и рукописными пометами в скобках)
Культпоход завода «Электросила»
Декада советской музыкиВ программе: Ган, Ходжа-Эйнатов, Гнесин, Прицкер, Соловьев-Седой, Юдин, Свиридов, Желобинский, Дунаевский
-
24 ноября 1937
VII концерт (программка на 23 и 24 ноября)
Декада советской музыки
В программе: Ган, Ходжа-Эйнатов, Гнесин, Прицкер, Соловьев-Седой, Юдин, Свиридов, Желобинский, Дунаевский
-
22 января 1938
(программка с аннотацией и составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Эдуард ГрикуровБетховен. Музыка к трагедии «Эгмонт». Вагнер. Траурный марш из музыкальной драмы «Гибель богов». Желобинский. Отрывок из оперы «Мать»
-
31 марта 1938
8-й концерт молодежного абонемента (программка с биографией и портретом Прокофьева, с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр СвешниковГлинка. «Арагонская хота». «Ночь в Мадриде». Стравинский. Фрагменты из балета «Петрушка». Прокофьев. «Песни наших дней»
-
6 ноября 1938
(рукопись)
Закрытый симфонический концерт
Дирижер – Николай РабиновичБетховен. «Леонора» № 3. Чайковский. Ария из оперы «Орлеанская дева». Бизе. Фрагменты из сюиты «Арлезианка». Вагнер. Фрагменты из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры». Берлиоз. Фрагменты из драматической легенды «Осуждение Фауста»
-
29 ноября 1938
Концерт оркестра русских народных инструментов имени Андреева
Дирижер – Николай МихайловВ программе: Затеплинский, Леви, Савельев, Тюлин, Дунаевский, Носов, Заславский, Дзержинский, Соловьев-Седой
-
6 декабря 1938
(программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Евгений МравинскийЧайковский. Симфония № 2. Дуэт Ромео и Джульетты. Ария из оперы «Орлеанская дева». «Франческа да Римини»
-
12 декабря 1938
3-й концерт молодежного абонемента (программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Карл ЭлиасбергЧайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева». Ария Мазепы из оперы «Мазепа». Ария Роберта из оперы «Иоланта». Симфония № 5
-
18 декабря 1938
(рукопись)
Детский симфонический утренник
В программе: Чайковский, Римский-Корсаков
-
18 января 1939
5-й концерт 2-го абонемента (программка с составом оркестра)
Симфонический концерт
Дирижер – Александр ГаукМоцарт. Увертюра к опере «Волшебная флейта». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Бах. Magnificat
-
31 декабря 1939
(рукопись)
Сборный концерт
В программе: Массне, Крейслер, Леви, Римский-Корсаков, Бизе, Брамс, Гайдн, Чишко, Даргомыжский, Александров, Колосов, Свешников
-
9 февраля 1940
«Снегурочка», литературно-музыкальная композиция по А. Н. Островскому
Музыка П. И. Чайковского
-
6 марта 1940
В Консерватории, Зал Глазунова. Концертное бюро Филармонии
Вокальный вечер
Ирэна ЛеливаВ программе: Чайковский, Рахманинов, Массне, Сен-Санс, Бизе
-
8 марта 1940
(рукопись)
Праздничный концерт
В программе: Чайковский, Лист, Шишков, Обер, Гуно, Римский-Корсаков, Тома, Верди, Вердель, Бизе, Сен-Санс
-
13 марта 1940
«Снегурочка», литературно-музыкальная композиция по А. Н. Островскому
Музыка П. И. Чайковского