Персоны

Ирэна Лелива

1909 – не ранее 1974
Источник изображения: сайт gallery-mt.narod.ru
Ирэна Лелива

Биография

Лелива Ирэна Витольдовна – певица, меццо-сопрано.

Источник изображения: сайт gallery-mt.narod.ru

В 1930 году Ирэна Лелива окончила Ленинградский музыкальный техникум, а в 1933-м поступила в труппу Малого оперного театра (Михайловского). Здесь она была занята и в классическом, и в современном репертуарах – пела в операх Чайковского, Римского-Корсакова, Верди, Понкьелли, в премьерных постановках «Тихого Дона» Дзержинского и оперы Кабалевского «Кола Брюньон». С МАЛЕГОТом Лелива уехала в эвакуацию в Чкалов (Оренбург), участвовала в спектаклях и концертах, входила во фронтовую бригаду театра.

И. Лелива в роли Ласочки в Опере Д. Кабалевского "Кола Брюньон". МАЛЕГОТ, 1938 год.
Источник изображения: сайт gallery-mt.narod.ru

В Филармонии певица выступала с 1937 года, сначала только в концертах современной музыки, исполняя с оркестром сочинения Ходжа-Эйнатова, Желобинского, Прокофьева, Дунаевского. Но уже в ноябре 1938-го она появляется в камерных и симфонических программах под управлением Мравинского, Рабиновича, Элиасберга, Венига с ариями из опер Чайковского и Римского-Корсакова, Бизе, Массне и Сен-Санса. Артистка участвует и в концертах Русского народного оркестра имени Андреева, а в программе Александра Гаука с Заслуженным коллективом солирует в Магнификате Баха (18.01.1939).

После возвращения из эвакуации Ирэна Лелива выступила в нескольких сборных филармонических концертах. Два последних состоялись в 1952 году и были посвящены 100-летию со дня смерти Гоголя – 17 февраля в Большом зале и 4 марта в Малом зале имени Глинки, где участвовал и муж певицы – чтец, диктор Ленинградского радио Юрий Калганов.

И. Лелива в роли Марии Мнишек в опере Мусоргского "Борис Годунов". МАЛЕГОТ, 1939 год.
Источник изображения: сайт gallery-mt.narod.ru

Пытаясь найти хотя бы какую-то информацию о дальнейшей судьбе Ирэны Витольдовны, я набрела в сети на книгу «Вокально-хоровая работа и музыкальный всеобуч». Ее автор, доктор искусствоведения Любовь Анатольевна Венгрус, упоминает свою первую учительницу по вокалу в студии Пушкинского дома культуры Ирэну Леливу-Калганову.

С Любовью Венгрус удалось связаться через социальную сеть. Она откликнулась двумя письмами, которые мы публикуем с незначительными сокращениями.

«Мы познакомились в 1964 году, когда моя бабушка и мама, а с ними и я, приехали в Ленинград из ссылки, из Башкирии, 58-я статья, дед. Мама устроилась работать в Дом культуры, г. Пушкин, в вокальный класс к Ирэне Витольдовне. Мама играла хорошо, она училась в школе при консерватории у профессора Дауговед (ничего не знаю), потом ее не взяли в МГК из-за статьи – и жизнь пошла окольными путями. Ирэна очень дружила с мамой. Она была необычайно яркой, колоритной, дружелюбной. Ее вокальный класс всегда приезжал на Новый год к ней домой, а в классе – и капитан 1 ранга, и нач. милиции Пушкина и, и... солидные люди. Квартира всегда была необычной в такой праздник: то морское дно с водорослями и все угощение праздничного стола висело на водорослях откуда-то сверху и т. д. Ее любили все. Периодически она очень болела и звонила всем, прощалась, потом все помогали, она оживала – и снова в работу. Меня мама брала на репетиции, я с огромным удовольствием сидела у нее на занятиях. <…> Мне было 14 лет, я училась у нее, поглощала ее технику – она удивительная и в ней есть моменты, которые мне не объяснили физиологи.

Жила она на Невском, м. Маяковская, правая сторона (лицом к Московскому вокзалу), питерский колодец-двор. Напротив ее окон жил паренек, который был моложе ее на 26 лет и который ее любил – Володя, высокий, два института, быстро терял слух. Он к ней пришел – и они были вместе до ее конца. Квартира прекрасная, старый фонд, картины, рояль, большие комнаты. Детей не было. Все это – насколько нам было известно.

Что было потом, не знаю. Я уехала в Башкирию по распределению, очень много работала и оттуда ей звонила: Ирэна Витольдовна, у меня то-то... И она в ответ – свою знаменитую фразу: (цитата) "пузо вперед, рот открой, пой со лба". Голоса делала играючи.

Потом в работе эта техника задала ряд вопросов, которые я исследовала и изложила в своих диссертациях и монографиях <…>. Очень интересно, при всей кажущейся простоте. Мы долго поддерживали отношения, она была добра ко мне. Подарила свое фото – Кармен и на открытке – "талантливой Любаше от...".

Пожалуй, все. Личность. Яркая, сильная личность.

Вы делаете великое дело, дай Вам Господь сил. С почтением – Л. А. Венгрус, доктор искусствоведения».

Точную дату смерти певицы установить не удалось. Но случилось это не раньше 1974 года. Именно тогда коллектив Ленинградского радио делал выставку к 50-летию со дня своего основания: фото старейшего сотрудника, одного из пионеров радиовещания, стоявшего у истоков дикторской школы и литературных программ, Юрия Калганова предоставила его вдова – Ирэна Витольдовна Лелива.

И. Р.


Концерты

  • 8 января 1937

    Концертное бюро филармонии (место проведения не указано, вероятно, зал Капеллы)

    Оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева

    Чайковский. Музыка к весенней сказке «Снегурочка» А. Н. Островского (в концертном исполнении)

  • 13 января 1937

    Концертное бюро филармонии (место проведения не указано, вероятно, Капелла)

    Оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева

    Чайковский. Музыка к весенней сказке «Снегурочка» А. Н. Островского (в концертном исполнении)

  • 19 января 1937

    Концертное бюро филармонии (место проведения не указано, вероятно, Капелла)

    Оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева

    Чайковский. Музыка к весенней сказке «Снегурочка» А. Н. Островского (в концертном исполнении)

  • 1 ноября 1937

    (программа)

    Концерт из произведений советских композиторов при участии авторов

    В программе: Соловьев-Седой, Желобинский, Ходжа-Эйнатов, Юдин, Чишко, Шостакович, Дунаевский

  • 16 ноября 1937

    I концерт

    Декада советской музыки

    В программе: Соловьев-Седой, Мясковский, Желобинский, Шостакович, Гнесин, Дзержинский

  • 23 ноября 1937

    VI концерт (программка на 23 и 24 ноября, с аннотацией и рукописными пометами в скобках)

    Культпоход завода «Электросила»
    Декада советской музыки

    В программе: Ган, Ходжа-Эйнатов, Гнесин, Прицкер, Соловьев-Седой, Юдин, Свиридов, Желобинский, Дунаевский

  • 24 ноября 1937

    VII концерт (программка на 23 и 24 ноября)

    Декада советской музыки

    В программе: Ган, Ходжа-Эйнатов, Гнесин, Прицкер, Соловьев-Седой, Юдин, Свиридов, Желобинский, Дунаевский

  • 22 января 1938

    (программка с аннотацией и составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдуард Грикуров

    Бетховен. Музыка к трагедии «Эгмонт». Вагнер. Траурный марш из музыкальной драмы «Гибель богов». Желобинский. Отрывок из оперы «Мать»

  • 31 марта 1938

    8-й концерт молодежного абонемента (программка с биографией и портретом Прокофьева, с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Свешников

    Глинка. «Арагонская хота». «Ночь в Мадриде». Стравинский. Фрагменты из балета «Петрушка». Прокофьев. «Песни наших дней»

  • 6 ноября 1938

    (рукопись)

    Закрытый симфонический концерт
    Дирижер – Николай Рабинович

    Бетховен. «Леонора» № 3. Чайковский. Ария из оперы «Орлеанская дева». Бизе. Фрагменты из сюиты «Арлезианка». Вагнер. Фрагменты из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры». Берлиоз. Фрагменты из драматической легенды «Осуждение Фауста»

  • 29 ноября 1938

    Концерт оркестра русских народных инструментов имени Андреева
    Дирижер – Николай Михайлов

    В программе: Затеплинский, Леви, Савельев, Тюлин, Дунаевский, Носов, Заславский, Дзержинский, Соловьев-Седой

  • 6 декабря 1938

    (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Евгений Мравинский

    Чайковский. Симфония № 2. Дуэт Ромео и Джульетты. Ария из оперы «Орлеанская дева». «Франческа да Римини»

  • 12 декабря 1938

    3-й концерт молодежного абонемента (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Ария Иоанны из оперы «Орлеанская дева». Ария Мазепы из оперы «Мазепа». Ария Роберта из оперы «Иоланта». Симфония № 5

  • 18 декабря 1938

    (рукопись)

    Детский симфонический утренник

    В программе: Чайковский, Римский-Корсаков

  • 18 января 1939

    5-й концерт 2-го абонемента (программка с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Моцарт. Увертюра к опере «Волшебная флейта». Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Бах. Magnificat

  • 31 декабря 1939

    (рукопись)

    Сборный концерт

    В программе: Массне, Крейслер, Леви, Римский-Корсаков, Бизе, Брамс, Гайдн, Чишко, Даргомыжский, Александров, Колосов, Свешников

  • 9 февраля 1940

    «Снегурочка», литературно-музыкальная композиция по А. Н. Островскому

    Музыка П. И. Чайковского

  • 6 марта 1940

    В Консерватории, Зал Глазунова. Концертное бюро Филармонии

    Вокальный вечер
    Ирэна Лелива

    В программе: Чайковский, Рахманинов, Массне, Сен-Санс, Бизе

  • 8 марта 1940

    (рукопись)

    Праздничный концерт

    В программе: Чайковский, Лист, Шишков, Обер, Гуно, Римский-Корсаков, Тома, Верди, Вердель, Бизе, Сен-Санс

  • 13 марта 1940

    «Снегурочка», литературно-музыкальная композиция по А. Н. Островскому

    Музыка П. И. Чайковского




Другие материалы

Константин Лаптев

Константин Лаптев

Баритон 1904–1990
Ольга Леонтьева

Ольга Леонтьева

Сопрано 1907–1967

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»