Пресса

3 марта 1946

«Вечерний Ленинград»

О концерте 1 марта 1946 в БЗФ

Русский народный оркестр

Сквозь века пронес и сохранил русский народ богатство своей национальной музыкальной культуры, свою народную песню, народные инструменты.

Домры, гусли, балалайки, свирели, рожки, жалейки, издревле упоминающиеся в старинных памятниках русского народного творчества, и сейчас еще служат нашему народу, отвечают его художественным запросам. Звучание этих инструментов не раз вдохновляло великих русских композиторов Глинку и Балакирева, Римского-Корсакова и Чайковского. Вспомним, что гениальная «Камаринская» Глинки, послужившая началом огромного развития русской симфонической музыки, возникла из народного инструментального наигрыша.

Слушая государственный оркестр русских народных инструментов, выступающий в Филармонии, вновь и вновь ощущаешь силу воздействия и обаяние инструментальной музыки великого русского народа.

Программа первого концерта оркестра была посвящена русской музыке. Народная песня и классическое наследие, по существу, и должны составлять основной репертуар такого коллектива. И действительно, когда звучит «Пляска скоморохов» из «Снегурочки» Чайковского, когда «голоса» целой группы домр (лучшая группа оркестра) дружно «выводят» широкую распевную мелодию песни «Не придет ли девчоночка», познаешь во всей красе своеобразие русской инструментальной музыки.

К великому сожалению, наши композиторы уделяют этому музыкальному жанру мало внимания. Тем более значительной становится роль немногих новых произведений. Большой интерес представляет концерт московского композитора Н. Будашкина для домры в сопровождении оркестра, отлично исполненный артистом А. Симоненковым.

Хорошее впечатление осталось от выступления дуэта гусляров В. Городавской и О. Никитиной, сыгравших трудную транскрипцию «Жаворонка» Глинки-Балакирева. Художественные возможности современных «механических» гуслей обширны. Это подлинные русские арфы с ярким и достаточно сильным звуком. Их следует шире культивировать, как оркестровый и сольный инструмент.

Показ унисонного ансамбля балалаек, иполнившего «Барыню» и «Камаринскую» в обработке Д. Ocипова, интересен и по самому замыслу, и по его выполнению.

Оркестр русских народных инструментов основан недавно, в 1942 году. Руководитель оркестра молодой талантливый дирижёр и музыкант Д. П. Осипов при всех своих положительных данных еще не добился полного слияния ансамбля. Над этим нужно много поработать. Необходимо стремиться и к более тонкой контрастной художественной передаче исполняемой вещи. Однако и сейчас качество звучания (мягкость, полнозвучие) привлекают и сулят оркестру широкие перспективы. Полноценно оркестр проявил себя и в аккомпанементе солисту лауреату Сталинской премии М. Д. Михайлову. Выдающийся певец с успехом исполнил программу из народных песен и оперных арий Глинки, Даргомыжского, Ипполитова-Иванова.

В. Музалевский



Другие материалы

28 февраля 1946

«Ленинградская правда»

О концерте 27 февраля 1946 в БЗФ
20 февраля 1946

«Ленинградская правда»

О концерте в Доме офицеров в честь праздника Красной Армии

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»