Пресса

13 марта 1946

«Ленинградская правда»

Об органном цикле и концерте 9 марта 1946 в БЗФ

Органные концерты И. А. Браудо

Орган, этот «патриарх инструментов», как некогда его называли, до Великой Октябрьской революции почти не находил себе применения в России.

Между тем, орган является одним из древнейших и наиболее замечательных музыкальных инструментов, в течение десяти столетий своего существования он подвергался различного рода техническим усовершенствованиям и в настоящее время представляет собой универсальный инструмент, обладающий огромной силой художественного воздействия. Орган об’единяет в себе множество голосов и тембров, его красочное богатство сочетается с большой мощностью звучания и поражает разнообразием средств музыкальной выразительности. Это как бы целый оркестр, подчиненный одному исполнителю.

В Советском Союзе, вместе с общим расцветом советской музыкальной культуры, высокого уровня достигло и искусство органного исполнительства. Лучшие концертные залы Ленинграда, а том числе Большой зал Филармонии, зал имени Глазунова Консерватории и зал Государственной академической капеллы, располагают органами.

Глубокий интерес вызывает и музыка, написанная для этого инструмента. Тысячелетняя история органа, естественно, породила обширную, разностороннюю и содержательную музыкальную литературу. Достаточно назвать среди творцов выдающихся произведений для органа такие имена, как Фрескобальди, Гендель, Бах, Мендельсон. Сметана, Франк, Регер и др. За последние годы ряд интересных произведений для органа был создан советскими композиторами, в том числе и ленинградцами (Кушнарев, Волошинов, Майзель).

Культура органного исполнительства в нашем городе неразрывно связана с именем профессора И. А. Браудо, выдающегося советского органиста, педагога и знатока старинной музыки. Страстный энтузиаст этого дела и крупнейший его представитель, И. А. Браудо воспитал плеяду молодых советских органистов. Его усилиями было приведено в порядок большинство имеющихся в Ленинграде органов, его систематические концертные выступления составляют неот’емлемую часть ленинградской музыкальной жизни.

Музыкант-мыслитель и поэт, Браудо, вместе с тем, виртуозно владеет техникой игры на органе. В его исполнении с одинаковой силой оживают образы великих творений классиков органной музыки, в первую очередь — Баха, и произведений мастеров современной школы во главе с Шарлем Видором.

Крупным вкладом в текущий музыкальный сезон явился цикл органных концертов Браудо, организованный Ленинградской государственной филармонией. Обращает на себя внимание значительность самого замысла: девять органных концертов в течение года.

Семь концертов из этого цикла Браудо уже осуществил. Программы состоявшихся концертов в основном посвящены творчеству величайшего из классиков музыкального искусства — Баха и французской школе органистов второй половины XIX века (Ц. Франк, Сен-Санс, Боэльман, Видор).

Широкий артистический диапазон Браудо нашёл своё наиболее яркое выражение в седьмом концерте 9 марта.

Цикл органных концертов с величайшей убедительностью раскрыл все особенности дарования Браудо. Особенно следует подчеркнуть, что талантливый артист не останавливается перед однажды достигнутыми результатами. В нём живёт беспокойный дух художника, пытливо ищущего новых решений, новых красок, ещё не раскрытых возможностей и неизведанных путей.

В исполнительском искусстве Браудо преобладают элементы романтизма. Оно волнует своей глубокой человечностью, богатством душевных переживаний, чутким воплощением тончайших оттенков чувства, широтой эмоционального плана — от робкой мечтательности до могучих порывов страсти.

Романтическая экспрессия не устраняет благородной строгости и сдержанности, составляющей одну из привлекательных сторон исполнительского мастерства Браудо. Эти его качества проявляются и в исполнении новейшей органной литературы.

Надо полагать, что в последних концертах цикла в таком же художественно-совершенном исполнении прозвучит и советская органная музыка. Следует отметить, что вдохновителем и консультантом большинства советских композиторов, писавших для органа, неизменно был Браудо.

В отчётном цикле концертов И. А. Браудо, как правило, принимали участие нар. арт. РСФСР С. П. Преображенская, лауреат Всесоюзного конкурса К. Г. Семизорова и арт. Государственного академического Малого оперного театра Г. В. Скопа-Родионова. Чаще остальных выступала С. П. Преображенская, показавшая себя великолепным партнером концертанта в совместном исполнении произведений Баха.

Будем надеяться, что цикл органных концертов Браудо не останется только яркой страницей юбилейного сезона Филармонии, но найдет своё продолжение и в дальнейшей музыкальной жизни Ленинграда.

Ю. Вайнкоп



Другие материалы

3 марта 1946

«Вечерний Ленинград»

О концерте 1 марта 1946 в БЗФ
13 марта 1946

«Вечерний Ленинград»

О концерте 9 марта 1946 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»