Пресса
«Вечерний Ленинград»
О концертах 20 и 21 марта 1946 в БЗФТворческие вечера Н. С. Голованова
В Ленинградской филармонии
Два творческих вечера Н. С. Голованова знакомят нас с композиторской деятельностью этого видного советского дирижера, возглавляющего в настоящее время симфонический оркестр Всесоюзного радиокомитета.
Программа вечеров состояла целиком из сольных вокальных произведений. Два больших цикла романсов — один на стихи Анны Ахматовой, другой — на стихи Сергея Есенина — рисуют Голованова-композитора, как лирика, преимущественно созерцательного и интимного склада. По характеру образов и по стилю оба цикла преемственны от традиций рахманиновского романса-монолога, романса-исповеди, с его колебанием между камерностью и эстрадностью.
Неплохое знание природы человеческого голоса обнаруживает композитор в своих романсах. Почти все они представляют чрезвычайно благодарный материал для певца. Менее разнообразно по приемам техники фортепианное сопровождение.
Из исполненных циклов художественно полноценнее — есенинский. В нем больше элементов контраста, подчас проступает отчетливая драматическая нота и очень благотворно сказывается воздействие народной песенной лирики.
В ахматовском цикле есть пьесы углубленного склада, но в целом цикл психологически монотонен.
Исполнение обоих циклов было безупречным. С яркой экспрессией и глубоким проникновением в образы пела лауреат Сталинской премии заслуженная артистка Н. Д. Шпиллер. В есенински непосредственной манере, с чеканным мастерством дикции исполнила лауреат Сталинской премии, заслуженная артистка М. П. Максакова романсы из opus'а 33-го и в особенности сильно воздействующе — «Троицыно утро», «Хороша была Танюша» и «Колокольчик среброзвонный». Фортепианная партия полнозвучно была исполнена автором.
Большому успеху концертов содействовало также выступление лауреата всесоюзного конкурса мастеров художественного слова Д. Н. Журавлева, прочитавшего несколько стихотворений Анны Ахматовой и Сергея Есенина.
В. Богданов-Березовский