Пресса
«Вечерний Ленинград»
О концерте 20 октября 1951 в БЗФ, открытие сезонаНовый симфонический сезон в Филармонии
Новый симфонический сезон в Ленинграде открылся концертом заслуженного коллектива республики — симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением ее главного дирижера, лауреата Сталинской премии Е. Мравинского. Содержательная программа концерта, составленная из произведений М. И. Глинки и Д. Шостаковича, как бы декларировала две основные линии репертуара предстоящего симфонического сезона: пропаганду советской симфонической музыки и лучших произведений отечественного классического наследия. Выпущенные Филармонией проспекты абонементных циклов подтверждают это. Так, первый абонемент целиком посвящен произведениям советских композиторов — представителей музыкальной культуры РСФСР и братских республик. Слушатели ознакомятся также с творчеством прогрессивных композиторов стран народной демократии.
Следует всячески приветствовать стремление широко ознакомить ленинградцев с музыкальным наследием Глинки, творения которого на протяжении ряда лет редко исполнялись в симфонических концертах Ленинградской филармонии. Хочется также высказать пожелание, чтобы в репертуар были включены все симфонические произведения Глинки, фрагменты его опер и те из его романсов, которые инструментованы самим композитором и М. А. Балакиревым. Существенным вкладом Ленинградской филармонии в подготовку всенародного празднования 150-летия со дня рождения гениального родоначальника русской классической школы в музыке, которое состоится весной 1954 года, могла бы стать инициатива доработки и редактирования оставшейся незаконченной первой симфонии на темы русских и украинских народных песен «Во лузях», «Во саду ли, в огороде» и «Ой, не ходи, Грицю», а также двух симфонических увертюр, набросанных композитором в 20-х годах прошлого века. Было бы интересно и поучительно демонстрировать музыку Глинки рядом с произведениями его предшественников, современников и ближайших преемников для того, чтобы полнее и глубже раскрыть историческое значение и место глинкинской традиции в русской музыкальной культуре.
Первый симфонический концерт прошел с большим успехом. Оркестр Ленинградской филармонии — один из ведущих симфонических ансамблей страны — показал еще более возросшую исполнительскую культуру, гибкий контакт с дирижером, умение ему подчиниться, что называется, «с полу-жеста». Особенно ярко все это проявилось при исполнении вошедших в программу разнообразных произведений Глинки.
Монументальность увертюры к опере «Иван Сусанин», интимная и задушевная лирика «Вальса-фантазии» с его тончайшими оттенками (вспомним указание Глинки, сделанное им в рукописи оркестровой редакции вальса в 1856 году: «для достижения эффекта надо, чтобы первые скрипки во всех певучих местах обращались к приему глиссандо»), красочная музыка танцев из оперы «Руслан и Людмила» и темпераментная «Арагонская хота» — все это прозвучало с большой впечатляющей силой. Е. Мравинским был убедительно выявлен основной принцип симфонизма Глинки, изложенный великим композитором в замечательных, не утративших своего значения и поныне «Заметках об инструментовке», где Глинка подчеркивает ведущее место мелодической мысли и необходимость подчинения оттенков звучности идее произведения.
Во втором отделении концерта была исполнена оратория Д. Шостаковича «Песнь о лесах», написанная на стихи Е. Долматовского. Как вдохновенный гимн советской действительности, трудовым подвигам нашего народа, осуществляющего величественный сталинский план преобразования природы, прозвучала эта патриотическая музыкальная поэма.
Отличительная черта этого произведения — органическое соединение простоты и конкретности музыкальных образов с мастерским использованием самых разнообразных средств выразительности. Здесь — и чередование монологов солистов с хорами, то объединенными, то выступающими раздельно (женские голоса во второй части «Оденем Родину в леса»; детский хор — в своеобразной четвертой части «Пионеры сажают леса»). Простые музыкальные формы сочетаются в этой оратории со сложно разработанной многоголосной фугой.
Оратория была исполнена огромным составом участвующих — солистами Большого театра СССР И. Петровым и В. Кильчевским, коллективом Ленинградской академической капеллы (художественный руководитель — Г. Дмитревский), включающим и хор мальчиков, и симфоническим оркестром Филармонии. Е. Мравинскому удалось достигнуть единства исполнительского стиля, придать ему оптимистический, светлый, мужественно-героический характер. С особой полнотой эта сторона произведения была выявлена дирижером в последней части оратории, раскрытой им как подлинная кульминация произведения.
Успех первого концерта обязывает Ленинградскую филармонию к дальнейшей напряженной работе в течение всего предстоящего сезона.
В. Богданов-Березовский