Пресса

17 ноября 1946

«Ленинградская правда»

О концерте 13 ноября 1946 в БЗФ

Новое произведение Арама Хачатуряна

На концерте в Ленинградской филармонии

В одной из последних своих симфонических программ Филармония познакомила ленинградцев с новым произведением Арама Хачатуряна — концертом для виолончели с оркестром.

Мы уже привыкли с горячим нетерпением ожидать исполнения каждого нового сочинения Хачатуряна. Удивительной свежестью мысли, непосредственностью чувства и художественной проникновенностью отличается искусство этого даровитого композитора. Затрагивая самые высокие темы современности (именно Хачатуряну принадлежит прекрасная «Поэма о Сталине», именно им написан советский балет «Гаянэ» — о дружбе народов СССР), оно неизменно наполняет слушателей радостью, бодростью, верой в жизнь.

Новый виолончельный концерт является несомненным и значительным творческим достижением Хачатуряна. Весьма интересный по содержанию, он представляет собою благодарную пьесу для виртуоза и слушается с неослабевающим вниманием.

Следуя установившейся традиции, виолончельный концерт Хачатуряна состоит из трех частей. Первая, как обычно, основана на противопоставлении и взаимодействии двух разнохарактерных музыкальных мыслей, вторая является медленным, широким раздумьем, третья имеет оживленный плясовой характер. Однако Хачатурян вносит и нечто оригинальное в эту традицию. Весь его концерт пронизан внутренним единством. Он спаян общностью лирического настроения и светлого, оптимистического мировосприятия.

Говоря о сочинениях Хачатуряна, всегда хочется использовать термин французов, называющих отдельные части большого инструментального произведения «движениями». Действительно, нет лучшего определения для всей музыки Хачатуряна. Так и здесь. После нескольких вступительных тактов виолончель излагает первую тему — яркую, как бы безостановочно струящуюся. И начатый поток звуков больше не останавливается до самого конца. Можно сказать, что главенствует в концерте Хачатуряна принцип мелодического развития, которому подчинены остальные выразительные средства.

Виолончельный концерт Хачатуряна ценен ещё одним качеством. Прочно связанный по своему строению с традициями европейской инструментальной музыки, он вместе с тем явственно претворяет и традицию Востока: великолепную восточную инструментализацию, столь близкую народам советского Закавказья и Средней Азии.

Оттенок импровизационности, проявляющийся в общем характере музыкального изложения, и частая смена эпизодов придают концерту Хачатуряна некоторое подобие музыкального повествования. Оркестр звучит сочно, красочно, но иногда он несколько перегружен и потому заглушает солиста.

Виолончелист Святослав Кнушевицкий, дирижер А. Гаук и оркестровый коллектив Филармонии достойно представили слушателям это отличное произведение советского композитора.

Профессор С. Гинзбург



Другие материалы

3 ноября 1946

«Ленинградская правда»

О концерте 31 октября 1946 в БЗФ
12 января 1952

«Гатчинская Правда»

О концерте 11 января 1952 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»