Пресса

30 января 1953

«Вечерний Ленинград»

О концерте 13 января 1953 в МЗФ

Дневник ИСКУССТВ

Концерт Л. О. Гриценко

ЗАМЕТКИ СЛУШАТЕЛЯ

На состоявшемся недавно в Малом вале имени М. И. Глинки Филармонии концерте Л. Гриценко слушатели могли не раз вспомнить слова Ф. Шаляпина: «В опере надо петь так, как говорят».

Камерному певцу это требование выполнять еще труднее, потому что на концертной эстраде нет ни театрального костюма, ни партнеров. Исполнитель должен даже в самом коротком романсе суметь раскрыть всю глубину созданного композитором и поэтом образа, убедить широкую аудиторию, заставить ее поверить в правильность этого образа. Эту задачу успешно разрешает артистка Гриценко.

Лилия Олимпиевна Гриценко — драматическая актриса. Ленинградцам она знакома по гастролям Московского драматического театра имени К. С. Станиславского, на сцене которого сыграла роль Нины в спектакле «Грибоедов».

Выступление Гриценко как камерной певицы (она занималась у А. В. Неждановой) привлекло много слушателей. В программе концерта были романсы русских композиторов. Тонкое проникновение в стиль, правдивость чувства, богатство оттенков настроения характеризуют исполнение этой незаурядной артистки.

Романсы Чайковского «Забыть так скоро», «Средь шумного бала», «Он так меня любил», Римского-Корсакова «На холмах Грузии» оставили глубокое впечатление. У Гриценко лирическое сопрано красивого тембра. Лучше всего ее голос звучит в среднем регистре. «Верха» же явно не разработаны и поэтому довольно резки. Недостаток этот особенно ощущался при исполнении романсов «Кабы знала я, кабы ведала» Чайковского, «В молчанье ночи тайной» Рахманинова, «О, если б грусть моя» Глиэра. Живо и поэтично прозвучала «Армянская серенада» Василенко.

Все второе отделение было посвящено так называемым «бытовым» романсам композиторов начала XIX в. Подобные сочинения больше подходят дарованию артистки. В варламовских романсах «Мне жаль тебя», «Напоминание» и «Черной шали» Верстовского не ощущалось того налета салонности и дешевой мелодрамы, которых нелегко бывает избежать и опытным исполнителям. Певица тонкими штрихами сумела передать содержание вальса Булахова «Нет, не люблю я вас», «Матушка-голубушка» и «Право, маменьке скажу» Гурилева. Нельзя сказать, что у молодой артистки на первом плане не пение, а игра. Напротив, жест ее очень скуп, а большая музыкальность и прекрасная дикция позволяют ей достигать большой выразительности.

Жаль, что из романсов Глинки исполнялись лишь «Жаворонок» и «Как сладко с тобою мне быть». Если судить по исполнению, можно думать, что Глинка наиболее близок творческому облику Л. Гриценко.

Пианист М. Брохес чутко и выразительно провел свою партию и во многом способствовал успеху концерта.

Л. Федорова



Другие материалы

6 января 1953

«Вечерний Ленинград»

О концерте 5 января 1953 в БЗФ
10 января 1953

«Смена»

О концерте 21 декабря 1952 в МЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»