Пресса
«Ленинградская Правда»
О концертах 5, 10 и 18 февраля в БЗФ и 11 февраля 1953 в МЗФДневник ИСКУССТВ
На концертах в Филармонии
СЛУШАТЕЛИ О НОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
В Большом и Малом залах Ленинградской филармонии состоялся ряд концертов, посвященных пятой годовщине со дня исторического постановления ЦК партии об опере «Великая дружба».
В концертах были исполнены 7-я симфония Д. Шостаковича, 7-я симфония и кантата «На страже мира» С. Прокофьева, 5-я симфония А. Пащенко, симфонические поэмы молодого туркменского композитора В. Мухатова «Моя Родина» и уйгурского композитора К. Кужамьярова «Ризвангуль», кантаты В. Сорокина «Александр Матросов» и B. Чистякова «Песнь труда и борьбы». Были также исполнены фортепианный концерт грузинского композитора О. Гордели, концерт для арфы с оркестром С. Василенко и танцы для симфонического оркестра Л. Ходжа-Эйнатова.
С эстрады Малого зала прозвучали 7-й квартет Ю. Левитина, прелюдии А. Лобковского, две баллады «Плывут плоты по Каме» и «От Волги до Дона» М. Глуха, а также песни В. Соловьева-Седого «Друг коммунист», «Партизанская Азовская» и «Версты».
Недавно слушатели симфонических и камерных концертов обсуждали эти произведения советских композиторов. В своих выступлениях студентка Л. Федорова, геолог И. Верховская, учащаяся С. Станкевич отмечали, что 7-я симфония C. Прокофьева, посвященная теме советской молодежи, не отражает всего богатства ее духовного мира. Достоинство этого произведении — довольно широкое использование мелодического материала. Особенно подкупающей является песенно-напевная тема первой части, но она не получает дальнейшего развития в последующих частях, написанных без взаимной органической связи. От симфонии поэтому не осталось цельного и глубокого впечатления.
— Композитор В. Мухатов поэтически вдохновенно рассказывает о Родине, — сказала И. Верховская, — но его музыка отображает прошлое Туркмении и носит повествовательный и излишне статический характер.
Некоторые слушатели остановились на кантате В. Чистякова «Песнь труда и борьбы». Считая это произведение удачным, они отмечали наличие в нем некоторого схематизма. Большие темы не решены до конца. Наиболее хорошо написана вторая часть кантаты.
Об оратории В. Сорокина говорила Л. Федорова. Композитор положил в основу своей музыки большую волнующую тему и достиг хорошего результата. В напевных хорах оратории много чувства. Особенно удался композитору хор второй части «Сердце дано солдату». «Рассказ командира», данный в бытовом, упрощенном характере и потому далекий от представления о той грандиозной битве, которая происходила под Сталинградом, не вполне удовлетворяет слушателей.
В 5-й симфонии Пащенко довольно удачное начало не получает дальнейшего развития. Нет противостоящих тем, отсюда — однообразие музыки.
Положительную оценку концерту для фортепиано с оркестром О. Гордели дал студент Ж. Анапов. Концерт написан в хороших традициях, с использованием грузинских национальных мелодий, но не глубок по содержанию.
Слушатели хорошо отозвались о 7-м квартете Ю. Левитина, балладах М. Глуха и песнях В. Соловьева-Седого.
Тепло была встречена собранием композитор Мун Ген Ок (Корея). В прошедших концертах была исполнена ее героическая увертюра «К победе». Профессор А. Конников и профессор Л. Мацулевич отметили, что увертюра отражает пафос борьбы мужественного корейского народа, она богата национальными мелодиями.
Мун Ген Ок поделилась с собравшимися своими творческими планами. Сейчас она работает над оперой «Пектусан» — так называется гора, где партизаны под руководством Ким Ир Сена долгие годы, до освобождения Кореи, вели борьбу против японцев.
Многие из выступавших отмечали неудачные литературные тексты, в частности, в кантате В. Сорокина «Александр Матросов» (слова B. Гурьяна) и «На страже мира» C. Прокофьева (слова С. Маршака). Поэтому в значительной мере снижается восприятие слушателями этих произведений.
З. Анисимова