Пресса

22 сентября 1954

«Ленинградская Правда»

О пропаганде советской симфонической музыки

О пропаганде советской симфонической музыки

Ленинград — один из крупнейших музыкальных центров страны. Ленинградские композиторы внесли немалый вклад в сокровищницу советского музыкального искусства. Целый ряд опер, балетов, симфоний, песен, романсов, созданных ленинградцами, получил всесоюзное признание.

Театр оперы и балета имени С. М. Кирова, Малый оперный театр, старейшая в стране Консерватория, Филармония и многие другие музыкальные учреждения известны не только у нас, но и за рубежом. Большого размаха достигло в Ленинграде самодеятельное музыкальное искусство. Об этом красноречиво говорит деятельность музыкальной студии при Дворце культуры имени С. М. Кирова, осуществляющей своими силами сложные оперные и балетные спектакли.

На фоне этих достижений не может не вызывать некоторую тревогу слабая пропаганда в Ленинграде симфонической советской музыки. Если в области оперы и балета есть некоторые сдвиги в работе с композиторами, то в Ленинградской филармонии не только недостаточно пропагандируют советских авторов, но, что особенно печально, не стимулируют симфоническое творчество ленинградских композиторов. Это особенно заметно, если сравнить активную деятельность в этом смысле той же Филармонии в 30-х годах. Не удивительно, что ленинградские композиторы за последние годы стали писать значительно меньше симфонической музыки. Известно, какое огромное значение в жизни каждого начинающего музыканта имеет отношение к нему исполнительских организаций. Степень внимания к нему музыкального театра, или Филармонии, или эстрады самым решительным образом влияет на формирование его дарования. Для молодого композитора, для его развития особенно важно такое внимание. Яркие музыкальные произведения советских композиторов, составляющие сейчас золотой фонд советской музыкальной культуры, в большинстве случаев создавались в тесном контакте с теми или иными музыкальными учреждениями нашей страны. Эти хорошие традиции слабо поддерживаются нашей Филармонией. Молодые ленинградские композиторы и не представляют себе иного положения, настолько оно укоренилось.

Я не хочу снижать роль нашей Филармонии и ее оркестра в пропаганде классического наследия. Она это делает образцово. Можно было бы оспаривать в какой-то мере лишь содержание программ. Недостаточно широко и полно представлена в них русская симфоническая музыка, а также оперы и концерты композиторов Н. Римского-Корсакова, А. Лядова, В. Калинникова, А. Аренского, С. Танеева, А. Глазунова, А. Гречанинова. Мало исполняются произведения А. Серова, А. Даргомыжского.

Но это — вопрос особый. Сейчас же я хочу коснуться недостатков в работе Филармонии, связанных с развитием симфонического творчества советских и в первую очередь ленинградских композиторов.

Сравнительно недавно многие из композиторов моего поколения и более старшего наряду с другими жанрами уделяли значительное внимание созданию симфонической музыки. Среди них А. Животов, В. Волошинов, В. Соловьев-Седой, А. Пащенко и другие, в том числе и автор этих строк. И если многие из них почти совсем перестали уделять внимание симфонической музыке, то думаю, что равнодушие руководства Ленинградской филармонии играет здесь не последнюю роль. Так, одному из талантливейших ленинградских композиторов Л. Ходжа-Эйнатову, написавшему немало симфонических произведений, надо было дождаться своего 50-летия, чтобы иметь право на авторский концерт.

Произведения наших старейших советских композиторов, внесших большой вклад в русскую музыкальною культуру, таких, как М. Ипполитов-Иванов, Р. Глиэр, С. Василенко, У. Гаджибеков, З. Палиашвили, А. Спендиаров и другие, очень редко исполняются в Ленинграде. Можно назвать десятки талантливых композиторов братских республик, творчеством которых Филармония совершенно не интересуется.

Мало пишут симфонической музыки молодые композиторы. И несомненно, что одной из главных причин является та же бесперспективность дальнейшей судьбы произведения. И если первого исполнения еще как-то можно добиться (в связи с пленумом композиторов или датами красного календаря), то в дальнейшем произведение, даже при известном успехе, перестает жить на эстраде Ленинградской филармонии.

Лишь в редких случаях можно встретить на афишах Филармонии фамилии советских композиторов, и то не ленинградских — Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Кабалевского и еще два—три имени.

Всё это — превосходные советские композиторы, но наша музыкальная культура настолько выросла и окрепла, она выдвинула столько даровитых композиторов, что замыкаться в столь узком кругу руководству Ленинградской филармонии нецелесообразно.

Учеба в Консерватории, дискуссии в Союзе композиторов не могут заменить собой практическую работу композитора с дирижером, с оркестром, без которой невозможно полное завершение высшего художественного образования, овладение вершинами подлинного мастерства.

Уже давно установившаяся тесная связь наших музыкальных театров с композиторами принесла немало успехов. Но Ленинградская филармония пренебрегает таким проверенным на практике методом расширения своих связей с творческим активом. А совершенное произведение может появиться только в результате упорной работы музыкальных учреждений с композиторами. Очень важно, чтобы постоянные дирижеры Филармонии (в том числе и главный дирижер Е. Мравинский) более энергично стремились к сколачиванию авторского актива и вели с ним регулярную работу.

Требует пересмотра давно введенная в Филармонии абонементная система. Держатели абонементов частенько не посещают определенные концерты, а слушатель, который интересуется именно данной программой, попасть в полупустой зал не может из-за аншлага «Все билеты проданы». Так случилось, например, при выступлении в абонементном концерте композиторов среднеазиатских республик.

Плохо поставлено в Филармонии воспитание молодых дирижеров. Дело ограничивается тем, что им дают иногда выступить в какой-нибудь незначительной программе (для общегодового отчета).

Сейчас в состав Филармонии влился еще один высококвалифицированный оркестровый коллектив — из Ленинградского комитета радиоинформации. Будем надеяться, что в этом сезоне, как и в дальнейших, Ленинградская филармония решительно перестроит стиль своей работы, станет музыкальным учреждением, широко охватывающим советских слушателей, и будет активно помогать расцвету советского симфонического творчества.

И. Дзержинский



Другие материалы

26 июня 1954

«Вечерний Ленинград»

О концерте 25 июня 1954 в БЗФ
12 декабря 1946

«Вечерний Ленинград»

О концертах 8 и 10 декабря 1946 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»