Пресса
«Вечерний Ленинград»
О концертах 2 и 3 февраля 1947 в БЗФ«Реквием» Берлиоза в Филармонии
КОНЦЕРТ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ Е. А. МРАВИНСКОГО
Великий французский композитор Берлиоз однажды сказал, что, если бы все его произведения, кроме одного, подлежали уничтожению, он бы просил пощадить «Реквием». В этих словах выразилась глубокая уверенность художника в историческом значении созданного им произведения.
Жизнь подтвердила справедливость этой оценки. «Реквием» Берлиоза — монументальное творение для хора и оркестра, в котором композитор увековечил память героев июльской революции 1830 года во Франции. Оно принадлежит к числу наиболее выдающихся произведений мировой музыкальной литературы.
При создании этого гигантского вокально-оркестрового произведения Берлиоз опирался на традиции музыкальных композиций, созданных в годы великой французской буржуазной революции. Недаром один из крупнейших советских музыковедов профессор И. И. Соллертинский всегда утверждал, что «Реквием» Берлиоза — единственное подлинно эпическое произведение западноевропейской музыки XIX столетия.
Полная драматических контрастов и чисто театральных эффектов, ослепительная по звуковому колориту, насыщенная творческим темпераментом, проникнутая благородством и величайшим уважением к памяти героев революции, музыка «Реквиема» производит неотразимое впечатление даже на неискушенного слушателя. Моментами она воскрешает в памяти строгое величие и сдержанный пафос лучших страниц Бетховена, моментами — гениально предвосхищает вагнеровские создания, в отдельных эпизодах буквально подавляет слушателей грандиозностью звучания.
В Ленинградской филармонии «Реквием» был исполнен с большим мастерством и воодушевлением. Дирижер лауреат Сталинской премии Е. А. Мравинский прочувствованно и выразительно передал эмоциональное содержание произведения. Отлично звучал филармонический оркестр, усиленный сценическим оркестром театра оперы и балета имени С. М. Кирова (дирижер Б. И. Анисимов).
Пластично и стройно прозвучала партия хора, хотя в отдельных эпизодах еще чувствуется интонационная шероховатость. Исполнение этого труднейшего в вокально-хоровом отношении «Реквиема» делает честь художественному руководителю хора Государственной академической капеллы профессору Г. А. Дмитревскому и хормейстеру Е. П. Кудрявцевой.
В целом исполнение «Реквиема» Берлиоза в Филармонии несомненно является одним из крупных художественных событий текущего концертного сезона.
A. Aлданов