Пресса
«Ленинградская Правда»
О концертах 2 и 3 февраля 1947 в БЗФВыдающийся концерт
(„Реквием“ Берлиоза в Филармонии)
Гектор Берлиоз обогатил мировую музыку многими замечательными произведениями. Его оригинальный, новаторский талант раскрылся в одинаковой мере и в симфоническом, и в оперном жанрах. Берлиоз обладал чрезвычайно ярким и мощным воображением композитора-романтика. Его симфонии удивительно образны и пластичны. Он стремился перевести на язык музыки поэтические и идейные богатства произведений Шекспира, Гете и Байрона.
Оркестровое мышление Берлиоза отличалось редкой смелостью и глубиной. И, конечно, в области инструментовки он намного опередил свою эпоху. Великие русские музыканты прошлого века испытывали, как известно, чувство живой симпатии к творчеству своего французского коллеги.
«Реквием» — одна из тех вещей Берлиоза, к которым он сам относился с особой любовью и привязанностью. Мне кажется, что автор не заблуждался насчёт достоинств своего произведения, на котором действительно лежит печать огромного своеобразия и таланта.
Эта симфония-кантата, грандиозная по своему масштабу, редко звучит на наших концертах. Исполнение «Реквиема», конечно, по плечу только первоклассному художественному коллективу. Отрадно отметить, что «Реквием» прозвучал в Филармонии с большой художественной силой и убедительностью. Дирижёр Е. А. Мравинский очень тонко ощутил самые существенные, характерные особенности этого произведения. Слушатель почувствовал эпическую мощь «Реквиема», широту его дыхания, рельефность и выпуклость музыкальных образов.
«Реквием» изобилует художественными контрастами: страницы, полные величавой скорби и трагизма, перемежаются с эпизодами нежного, трепетного лиризма. «Реквием», посвящённый памяти героев французской революции 1830 года, насыщен глубоким драматизмом и пафосом. Сложная эмоциональная природа этого произведения нашла у Мравинского яркое художественное воплощение.
Е. А. Мравинский истолковал «Реквием» как зрелый мастер и как художник, наделённый гибкой, поэтической фантазией. Оркестр Филармонии, усиленный большим духовым оркестром, чутко улавливал дирижёрский замысел и превосходно сыграл «Реквием». Хор Государственной академической капеллы, деливший с оркестром все трудности исполнения «Реквиема», заслуживает также самой высокой похвалы. Художественный руководитель Капеллы Г. А. Дмитревский и дирижёр Е. П. Кудрявцева добились прекрасного ансамбля и богатства нюансов в звучании хора.
Исполнение «Реквиема» Берлиоза ещё раз свидетельствует о неиссякаемых творческих возможностях музыкального Ленинграда.
Д. Шостакович