Пресса

16 декабря 1954

«Вечерний Ленинград»

О концертах 12 и 14 декабря 1954 в БЗФ

Высокое мастерство

НА КОНЦЕРТАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА СССР

Большое значение для развития советской музыкальной культуры имеет обмен исполнительскими силами между республиками, областями и отдельными городами. Он способствует расширению кругозора слушателей, важен для оценки уровня мастерства, помогает развитию живого творческого соревнования артистических сил страны.

Естественен тот большой интерес, с которым встретили ленинградцы выступления Государственного симфонического оркестра Союза ССР. Одновременно в Москве гастролирует заслуженный коллектив республики симфонический оркестр Ленинградской филармонии.

Государственный симфонический оркестр сравнительно молод — он был сформирован в 1936 году, — но его творческая биография, богатая значительными идейно-художественными достижениями, свидетельствует о неуклонном росте мастерства артистического состава.

Под руководством выдающихся мастеров дирижерского искусства А. Гаука, Н. Рахлина и К. Иванова коллектив за годы своего существования освоил громадный репертуар, в котором центральное место занимают русская классика и советское симфоническое творчество. Оркестр имеет в своем составе таких опытных концертмейстеров и ярких солистов, как И. Жук (группа первых скрипок), Л. Березовский (группа виолончелей), Н. Харьковский (флейта), А. Петров (гобой), А. Штарк (кларнет), С. и А. Янкелевичи (валторны), Л. Юрьев (труба), П. Шарлов (литавры), и одаренную молодежь: Г. Саакян (флейта), В. Снегирев (ударные инструменты). Это ансамбль почти неограниченных возможностей, которые подчас даже не могут быть использованы в полной мере. Игру оркестра отличает красота и выразительность звучания, богатство и разнообразие динамических оттенков, техническая виртуозность.

Первый же концерт под управлением главного дирижера и художественного руководителя оркестра заслуженного деятеля искусств К. Иванова явился ярким свидетельством высокой музыкальной культуры прославленного коллектива.

Показательно, что гастроли открылись исполнением 27-й симфонии — последнего произведения выдающегося советского композитора старшего поколения Н. Мясковского, которое после смерти автора было отмечено Сталинской премией первой степени.

В работе над этой партитурой дирижер проявил много вдумчивости и целеустремленности. Нам довелось слышать эту симфонию под его управлением полтора года назад в Москве, когда трактовка содержала в себе немало спорного и далеко не в полной мере раскрывала глубокий замысел композитора. Сейчас симфония предстала перед слушателями во всем богатом многообразии своего содержания. Драматизм первой части, проникновенная лирика адажио, эпический, пронизанный интонациями современности финал, внутренняя драматургическая последовательность в чередовании игры всей массы оркестра и монологов отдельных инструментов — все это получило убедительное воплощение.

Дирижер К. Иванов — своеобразный художник, пытливо ищущий свой индивидуальный творческий путь. Преобладающей чертой его является артистический темперамент, обеспечивающий исключительно яркое раскрытие эмоционального содержания произведений. Однако подчас темперамент подавляет все другие стороны дарования дирижера и приводит к частичной утрате контроля над общим планом трактовки. Иногда же он проявляется чисто внешне — в увлечении ускоренными темпами и форсированной звучностью. Это, например, сказалось в исполнении «Итальянского каприччио» П. Чайковского. Излишняя драматизация исполнения лишила пьесу той легкости и свободной непринужденности, которые диктуются ее национальным колоритом и жанровой спецификой. Талантливому дирижеру надо пожелать большей простоты выражения творческих намерений, как правило, интересных и значительных.

Солистом в концерте выступил молодой пианист Евгений Малинин, исполнивший второй концерт для фортепиано с оркестром С. Рахманинова. Игру артиста отличают благородство и простота, отчетливость общего замысла, красота звука, свежесть фразировки и организованность ритмики. Все это — превосходные данные, позволяющие ждать дальнейшего творческого роста одаренного пианиста. Особенно запомнилось волевое исполнение начала первой и поэтически проникновенное средней частей концерта.

Второе выступление оркестра под управлением дирижера народного артиста СССР Н. Рахлина было посвящено произведениям зарубежных композиторов. В центре программы — «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза. Это один из образцов музыкального романтизма — столь же яркое программное воплощение в музыке облика молодого человека ХIХ столетия, как романы Стендаля. Симфония состоит из пяти частей и построена на резкой смене контрастов звуковых образов — то иллюстративно-изобразительных, то психологически насыщенных.

Импровизационный характер музыкального повествования, изобилующего описательными отступлениями, представляет огромные трудности для целостного художественного воспроизведения партитуры. Здесь нужны величайшая гибкость и свобода мелодической и ритмической фразировки, противопоставление углубленной характеристики приемам почти плакатным. Для достижения этого, помимо высокой техники в исполнении отдельных партий, необходимы виртуозность и слаженность всего ансамбля, искусство которого зависит прежде всего от инициативы и мастерства дирижера.

Н. Рахлин сумел найти выразительные средства, чтобы наиболее доходчиво передать содержание и стиль произведения. В картине бала он предоставил широкий простор для выразительного пения струнных инструментов. В пасторальной «сцене в полях» проявилось все богатство красок, присущее деревянным духовым инструментам, а в мрачном «шествии на казнь» группа медных инструментов выступила в качестве носителей драматического начала. В пятой части симфонии дирижером было достигнуто яркое обобщение выразительности всех оркестровых групп. Увлеченность и эмоциональность исполнения нарастали от части к части. К сожалению, исполнению первой части, как бы предшествующей действию, недоставало собранности, сквозной линии развития.

С относительно редко исполняемым концертом Н. Паганини, завершающимся знаменитой «Кампанеллой», выступил в концерте молодой скрипач Юлий Ситковецкий. Это блестящий виртуоз, обладающий превосходной техникой и артистическим вкусом. Талантливому артисту следует пожелать лишь обогащения чисто тембровой стороны исполнения, сейчас еще несколько однокрасочного.

В заключение программы темпераментно и с истинным блеском оркестром была исполнена симфоническая поэма Ф. Листа «Мазепа».

В. Богданов-Березовский



Другие материалы

14 декабря 1954

«Смена»

О гастролях Государственного оркестра СССР 12–26 декабря 1954 в БЗФ
15 декабря 1954

«Вечерний Ленинград»

О концерте 14 декабря 1954 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»