Пресса

15 декабря 1954

«Ленинградская Правда»

О выездном концерте Госоркестра в декабре 1954, дата не установлена

Гастроли Государственного симфонического оркестра Союза ССР

Приезд Государственного симфонического оркестра Союза ССР — крупное событие в художественной жизни Ленинграда, одно из проявлений роста советской музыкальной культуры и того размаха, какой в нашей стране приобрела пропаганда симфонической музыки.

Нам памятны концерты этого выдающегося коллектива в 1940 году, когда молодой в то время оркестр, насчитывавший только несколько лет своего существования, проявил скорее свои потенциальные возможности, чем завершенное мастерство исполнения.

Оркестр тогда уже состоял из первоклассных музыкантов, почти каждый из них мог выступать в качестве солиста. И все же оркестру не хватало еще опыта совместной игры, не было еще «единого дыхания», без чего немыслим подлинный ансамбль.

За эти годы оркестр неузнаваемо изменился. Вслушиваясь в его звучание, можно различить и прекрасный бархатистый голос фагота, и почти вокальную выразительность гобоя и кларнета, и благородную сдержанность валторн и труб.

Поразительно звучит струнный квинтет — основа и опора всего оркестра; он напоминает гигантский инструмент Страдивариуса, наделенный бесконечно разнообразной палитрой звуковых красок.

Но не эти высокие достоинства отдельных артистов и целых инструментальных групп определяют качество оркестра. Самое важное — то, что он стал подлинно монолитным коллективом, с четким, единым ощущением мельчайших колебаний темпа, силы, характера звучания, с мгновенным реагированием на еле заметное движение дирижерской палочки.

Свое исполнительское мастерство оркестр полностью выявил в концерте, данном во Дворце культуры им. А. М. Горького; программа этого концерта состояла из Первой и Седьмой симфоний Бетховена. Дирижер Константин Иванов давно зарекомендовал себя вдумчивым и серьезным истолкователем бетховенских партитур. Его дирижерской манере свойственны яркий исполнительский темперамент, волевая собранность, умение охватить большие масштабы симфонического произведения.

В трактовке двух симфоний, разных по содержанию, по эпохе создания, по манере симфонического изложения, Иванов прежде всего исходит из понимания роли мелодии как важнейшего, ведущего элемента музыки.

И в эпизодах напевного, плавного характера вторых частей обеих симфоний, и в энергичной главной теме Первой, и в стремительном скерцо Седьмой дирижер добивается постоянно струящейся мелодической линии, благодаря чему музыкальные мысли приобретают особую пластичность и выразительность.

В трактовке Первой симфонии Иванов не поддался соблазну подчеркнуть ее связь с «галантным» стилем XVIII века. Наоборот, он стремился выявить то новое, своеобразное, что определяет бетховенскую манеру симфонического письма. Отражая бурную эпоху французской революции, эта манера наполнена маршевыми ритмами и непосредственным, искренним, а не жеманным, как в музыке XVIII века, выражением чувства.

Особенно удачно был исполнен финал Первой симфонии.

Седьмая симфония, написанная Бетховеном через двенадцать лет после Первой, вся пронизана ритмами пляски, танца, движения. Ее темпы — от скорбного шествия второй части до безудержно ликующей пляски финала.

Слушая исполнение первой части этой симфонии в трактовке Иванова, особенно ясно понимаешь данное ей Серовым определение как «героической идиллии».

Во второй части дирижера подстерегают две опасности; затянуть темп и этим придать музыке слишком суровый характер, либо сделать темп слишком оживленным, Иванов пошел по второму пути, и в результате этого музыка второй части прозвучала скорее лирично (что было бы естественно в среднем эпизоде ее), нежели скорбно.

Великолепно сыграны были третья часть и особенно финал. В нем дирижер темпераментно и ярко показал могучую плясовую тему славянского характера и задорную, полную грации и огня венгерскую мелодию. Подчеркнув еле заметными дирижерскими движениями ритм, Иванов «дал волю» оркестру. И здесь коллектив оркестра с виртуозным блеском, с захватывающим воодушевлением выявил стихийную силу образов народного празднества.

Концерт Государственного симфонического оркестра под управлением К. К. Иванова лишний раз показал, как серьезно, с каким вниманием воспринимает наша аудитория глубокое содержание бетховенских симфоний.

Переполненный зал Дворца культуры имени А. М. Горького, долго не прекращавшиеся овации, адресованные выдающемуся симфоническому коллективу и его талантливому дирижеру, создали подлинно праздничную атмосферу концерта, который надолго останется в памяти.

Л. Энтелис



Другие материалы

15 декабря 1954

«Вечерний Ленинград»

О концерте 14 декабря 1954 в БЗФ
16 декабря 1954

«Вечерний Ленинград»

О концертах 12 и 14 декабря 1954 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»