Пресса
«Советская Культура»
О концертах 2 декабря 1954, 8 и 15 января 1955 в МЗФ и гастролях Госоркестра СССР с 12 по 26 декабря 1954 в БЗФПод знаком творческих исканий
Заметки о концертном сезоне в Ленинграде
Концертная жизнь Ленинграда отличается чрезвычайно широким размахом. Филармония, консерватория, капелла дворцы культуры и многочисленные клубы государственных учреждений ежедневно проводят разнообразные концерты, привлекающие живейшее внимание слушателей.
* * *
Весьма интенсивна концертная деятельность Большого и Малого залов Филармонии.
В симфонических концертах филармонии, осуществляемых силами двух оркестровых коллективов, ленинградцы услышали в первой половине этого «концертного года» ряд крупных редко исполняемых произведений симфонической литературы.
С большим успехом прошли организованные филармонией в крупнейших дворцах культуры города авторские симфонические концерты советских композиторов: А. Хачатуряна, Н. Ракова, О. Тактакишвили, а также смешанные концерты новинок советской симфонической музыки, включавшие и сочинения ленинградских композиторов.
Из концертов, проведенных за тот же период в Малом зале Филармонии, хочется прежде всего отметить творческий вечер Д. Шостаковича, вызвавший исключительный интерес музыкальной общественности. К числу наиболее художественно значительных камерных концертов следует отнести выступление Зары Долухановой с романсами и песнями Гуго Вольфа и Брамса. В концерте певицы порадовала глубокая продуманность ее программы, что, к сожалению, еще не столь часто встречается в концертных выступлениях наших крупных вокалистов: сплошь и рядом они смешивают в одной программе и народную песню, и итальянскую оперную арию, и классический романс, и новое вокальное произведение советского композитора.
Значительный интерес представил абонемент, включающий образцы старинной музыки.
Необычным был концерт ансамбля духовых инструментов, проведенный молодыми артистами, участниками международного конкурса имени А. Рейха. В квинтетах Моцарта, Римского-Корсакова и чешского композитора Антонина Рейха ансамбль показал чистоту интонационного строя, богатство красок, дружную согласованность в искусстве совместной игры. Благоприятное в целом, хотя и не совсем ровное впечатление оставило выступление молодого коллектива — смычкового квартета имени П. И. Чайковского, с хорошей непосредственностью и виртуозной легкостью исполнившего четвертый квартет Шостаковича, но еще не овладевшего тем сочетанием экспрессивности и строгости исполнительской манеры, вне которой немыслимо полноценное раскрытие бетховенского квартетного стиля. Так именно было с исполнением Седьмого квартета Бетховена.
* * *
Радостным событием в музыкальной жизни Ленинграда явились гастроли Симфонического оркестра Союза ССР. Коллектив дал семь концертов в Большом зале Филармонии и один выездной концерт во Дворце культуры имени А. М. Горького для трудящихся Кировского района. Выступления оркестра встретили самый горячий прием у аудитории.
Ленинградские слушатели по достоинству оценили превосходное исполнительское мастерство коллектива — многокрасочность, сочность звучания, особенно в так называемом tutti, тонкость нюансировки, выразительность игры солистов, а также прогрессивную направленность репертуара, включающего лучшие произведения русской и зарубежной классики, симфоническую литературу стран народной демократии и советских композиторов. Оркестр, объединяющий и опытных мастеров, и одаренную молодежь, еще несколько неровен в отдельных группах. И все же ансамблевые качества оркестра, особенно в области ритма и динамики, помогают ему справляться с весьма разнородными и сложными стилистическими задачами. Об этом достаточно красноречиво свидетельствовало исполнение различных по характеру монументальных произведений.
К. Иванов редко появляется за пультом Ленинградской филармонии. На сей раз нашим слушателям удалось познакомиться с искусством этого дирижера. Его исполнительскому облику ближе всего произведения драматического склада. Это очень ярко проявилось в исполнении им Пятой симфонии Чайковского, прозвучавшей психологически многогранно, эмоционально насыщенно. Те же черты отчетливо выступили в исполнении дирижером Двадцать седьмой симфонии Мясковского, где он подчеркнул контрасты лирики и взволнованного порыва первой части, инструментальных речитаций и широкой песенности адажио, волевую устремленность и светлый, жизнерадостный колорит финала. Несколько спорной представляется нам интерпретация прокофьевской Седьмой симфонии, потерявшей в трактовке автора свою цельность, и «Итальянского каприччио» Чайковского, в котором именно излишняя драматизация исполнения уводила, на наш взгляд, слушателя в сторону от оригинального и в то же время беспритязательного авторского замысла.
Н. Рахлин дал своеобразное и очень верное истолкование «Фантастической симфонии» Берлиоза: она прозвучала, словно своего рода музыкальный роман о молодом человеке XIX века, герое стендалевского типа. Романтически взволнованными были лирические и фантастические эпизоды симфонии, почти иллюстративную конкретность звуковых образов приобрели музыкальные зарисовки быта в сцене бала и в сцене в полях. Близко к такой же манере, но со значительно более сгущенной трагедийностью общего колорита звучания и с акцентировкой мужественного характера, присущего герою произведения Чайковского исполнил Н. Рахлин симфонию «Манфред».
Крупный успех выпал также на долю молодого музыканта Г. Рождественского, дирижировавшего Девятой симфонией Дворжака.
Очень образно оркестр исполнил программные симфонические поэмы Ф. Листа — «Мазепа» (в концерте под управлением Рахлина) и «Прелюды» (в концерте под управлением Г. Рождественского).
С лучшей стороны оркестр показал себя в симфоническом сопровождении солистам.
* * *
Значительный познавательный интерес имеют концерты Ленинградской консерватории, в которых выступают педагоги, аспиранты, студенты всех специальностей, зачастую с весьма содержательными программами.
В. Богданов-Березовский