Пресса

2 марта 1947

«Ленинградская Правда»

О концерте 28 февраля 1947 в БЗФ

«Реквием» Юрия Левитина

Оркестр Ленинградской филармонии позавчера исполнил «Реквием» Юрия Левитина. Это монументальное произведение для симфонического оркестра, хора и сопрано-соло посвящено памяти героев, павших в Великой Отечественной войне.

Ю. Левитин с большим волнением и страстью рассказывает о людях, погибших за Родину. Это повествование согрето любовью, гневом и болью. Музыка «Реквиема» насыщена живыми и искренними эмоциями; она наделена большой образной силой... Перед слушателем встаёт суровая и грозная картина войны с её страданиями, скорбью и героизмом.

Восемь эпизодов «Реквиема» внутренне объединены единством замысла, напряженностью и непрерывностью симфонического развития. Через всё произведение проходит тема вступления — чрезвычайно рельефная и широкая по своему эмоциональному размаху — от драматической элегии до высокой патетики. Эпизоды, исполненные яростного гнева и скорби, сменяются музыкой, овеянной светлой грустью и поэтической мечтательностью.

Ю. Левитин обнаружил большое дарование в области хорового письма и оркестровки — чрезвычайно выразительной и экспрессивной. Стихи В. Лебедева-Кумача отличаются внутренним драматизмом и искренностью. Особенно удалась Ю. Левитину большая фуга на текст короткого четверостишия («На грозный бой!»). Яркая по своей музыкальной теме, она проникнута непреклонным волевым порывом. Вторая фуга («Сёла пылают») представляет собой грандиозную батальную картину. При всех своих неоспоримых достоинствах эта часть представляется нам перегруженной текстом.

В совершенно иной манере написан превосходный хор («Могила бойца»). Здесь музыка трогает проникновенностью чувства, благородством и широтой мелодий. Этому хору предшествует большой монолог валторны, скорбные интонации которого чрезвычайно выразительны и сдержанны (соло на валторне отлично исполнил М. Третьяков). «Реквием» завершается траурно-триумфальным финалом, в котором мощно звучит жизнеутверждающая тема.

Е. А. Мравинский истолковал «Реквием» с присущим ему тонким вкусом и блестящим мастерством. С одинаковой впечатляющей силой прозвучали лирические и героические страницы «Реквиема». Е. А. Мравинский, безупречно оттачивая детали, дал почувствовать масштабность всего произведения. Горячей похвалы заслуживает хор Государственной академической капеллы (худож. руководитель Г. А. Дмитревский). Ответственную партию сопрано прекрасно спела О. А. Кашеварова.

Исполнение нового, глубоко талантливого произведения Юрия Левитина — отрадное явление в музыкальной жизни нашего города.

И. Гликман



Другие материалы

23 апреля 1956

«Правда»

О концерте 22 апреля 1956 в МЗФ
23 апреля 1956

«Вечерний Ленинград»

О концерте 22 апреля 1956 в МЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»