Пресса
«Вечерний Ленинград»
О концертах 22 и 23 апреля 1956 в МЗФТалантливые английские музыканты
Гастроли английских артистов ожидались ленинградскими любителями музыки с большим интересом. Уже в первых двух камерных концертах, состоявшихся на днях в Малом зале Филармонии, переполнившие зал слушатели познакомились не только со многими своеобразными чертами исполнительской культуры выдающихся музыкантов Англии, но и с творчеством целого ряда современных английских композиторов.
Интересный и очень разнообразный круг сочинений прозвучал в исполнении певицы Дженнифер Вивиан: произведения классика английской музыки Генри Перселла (включая известную арию Дидоны из оперы «Дидона и Эней»), ария Семирамиды из оперы «Семирамида» Россини, отдельные пьесы из россиниевского цикла «Музыкальные вечера», английские народные песни, вокальные сочинения Моцарта, Берлиоза, Кабалевского.
Дженнифер Вивиан — обладательница необычайно гибкого, подвижного голоса и очень тонкого и своеобразного актерского темперамента. В каждом исполненном ею произведении она открывала слушателям новые стороны своего дарования, продемонстрировав не только безупречность вокальной техники, но и богатство эмоций, красок, нюансов. Наивное простодушие, лукавство, тихая задумчивость народных песен и огненный пыл стремительной тарантеллы, скорбь Дидоны и шуточная пьеса Кабалевского — какой широкий диапазон!
Заслуженный успех выпал и на долю Леона Гуссенса, выступавшего в тот же вечер. Гобой сравнительно редко встречается в нашей музыкальной практике как солирующий концертный инструмент. Тем более примечательна многолетняя артистическая деятельность Гуссенса, принесшая ему известность и в Англии, и в других странах.
Следует подчеркнуть свойственную Гуссенсу удивительную ровность звучания инструмента на протяжении всех регистров. Пятичастная сюита Скарлатти, сонатина Арнольда, пьесы Томаса Данхилла и других авторов нашли в лице Гуссенса тонкого и поэтичного интерпретатора, в совершенстве владеющего тайнами своего инструмента.
Отличный ансамбль, отмеченный взаимопониманием и единством намерений, составил и с Дженнифер Вивиан, и с Леоном Гуссенсом известный в Англии пианист Джеральд Мур.
В фортепианном вечере выступили супруги Филлис Селлик и Сирил Смит. Слушателям было весьма интересно познакомиться с особенностями трактовки до-мажорной сонаты Бетховена в исполнении Сирила Смита, а также с фортепианными произведениями современных английских композиторов Джона Айрленда, Ральфа Воана Уильямса, Густава Холста, Арнольда Бакса, прозвучавшими в исполнении Филлис Селлик. Обладающие вполне индивидуальным творческим обликом, оба артиста в то же время составляют замечательный по ансамблевой отточенности фортепианный дуэт.
Произведения различных стилистических тенденций — интродукция и фуга Уильямса, сюита «Скарамуш» Мийо, вальс Аренского, тарантелла Рахманинова, «Паситесь, милые овечки» Баха — прозвучали в двух роялях с почти оркестровой живописностью. Слушатели были благодарны талантливым пианистам не только за высокое эстетическое удовольствие, вызываемое исполнительским мастерством, но и за большую познавательную ценность программы, ибо с некоторыми произведениями английских авторов они знакомились впервые.
Выступления английских артистов в Малом зале имени М. И. Глинки — памятное событие нынешнего концертного сезона. Думается, что и мастера английской музыки сохранят воспоминания о той атмосфере живейшего интереса и горячих симпатий, которая сопровождала их выступления в Ленинграде.
А. Чернов