Пресса

2 октября 1956

«Вечерний Ленинград»

О концертах 29 и 30 (вечер) сентября 1956 в БЗФ

Высокая культура, безупречное мастерство

Гастроли Лондонского филармонического оркестра

Музыкальная общественность Ленинграде тепло встретила выступления Лондонского оркестра.

Основанный сравнительно недавно (1932 г.), Лондонский оркестр успел завоевать широкую известность в Англии и ряде других стран.

В Советском Союзе оркестр выступает с семью интересными и разнообразными программами, уделяя особенное внимание показу произведений английских композиторов.

Впечатление об основных чертах исполнительского облика коллектива складывается сразу: высокая культура, безупречное мастерство, содружество творчески ярких музыкантов. Забывается, что на эстраде сто с лишним человек. Кажется, будто выступает солист-виртуоз — так велико единство музыкальной воли исполнителей, так гибко и свободно подчиняются они воле дирижера.

Замечательные качества оркестра — в значительной степени заслуга его руководителя, выдающегося музыканта сэра Адриана Боулта.

Исполнительская манера Боулта отличается мужественной экспрессией и подлинно железными ритмами. Скупы и сдержанны указания его дирижерской палочки, но весь оркестровый массив подчиняется им легко, как концертный рояль пальцам пианиста.

Мастерство использования оркестровых красок доведено Боултом до совершенства. Своеобразно его стремление к рельефности, почти сценической осязаемости музыкальных образов. Так прозвучала «Трагическая увертюра» Брамса.

Меньшее впечатления оставила 9-я симфония Шуберта. Ее исполнение, несмотря на всю красоту звучания оркестра, было несколько суховатым, исключение составил лишь финал.

С большим интересом было встречено выступление скрипача Альфредо Камполи, исполнившего уже известный нашим слушателям скрипичный концерт Уолтона. Высокие достоинства музыки были прекрасно переданы волшебной скрипкой виртуоза.

Своеобразен творческий облик дирижера Джорджа Херста. Мягко и властно ведет он оркестр, подчиняя его себе удивительно пластичным, «говорящим» жестом рук.

Особенно удались Херсту симфония Уолтона и исполненная на бис 1-я часть ре-мажорной симфонии Моцарта.

Симфония Уолтона — содержательное и ярко эмоциональное произведение. Насыщенная грозовой атмосферой музыка, резкие мятущиеся ритмы, драматизм образов наводят на мысль о связях замысла симфонии с трагическими событиями второй мировой войны. Особенно впечатляюща по своему образному строю 2-я часть, напоминающая несколько «Сцену в полях» из «Фантастической симфонии» Берлиоза.

Менее удалась сюита № 3 Баха. Дирижер не раскрыл главного — глубины и силы мысли Баха, его проникновенного лиризма.

Концерт № 4 для фортепиано с оркестром Бетховена исполнила пианистка Мура Лимпани. Игра Лимпани отличается мягкой женственностью, лиризмом, легкой и отчетливой техникой. Красиво прозвучала вторая, лирическая часть концерта. Но известную неудовлетворенность оставила общая «камерная» трактовка Бетховена.

В краткой рецензии невозможно охарактеризовать все качества Лондонского оркестра, раскрыть своеобразие его стиля.

Несомненно одно: выступление Лондонского оркестра — событие большого культурного значения и новое свидетельство крепнущих дружеских связей между Советским Союзом и зарубежными странами.

О. Томпакова



Другие материалы

8 сентября 1956

«Советская культура»

О концерте 6 сентября 1956 в БЗФ
8 сентября 1956

«Вечерний Ленинград»

О концерте 7 сентября 1956 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»