Пресса

8 сентября 1956

«Советская культура»

О концерте 6 сентября 1956 в БЗФ

Высокое мастерство

ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ БОСТОНСКОГО ОРКЕСТРА

Нередко считают, что широко известному, уже завоевавшему популярность артисту выступать перед аудиторией в известном смысле легче, так как уже одно его имя гарантирует ему теплый прием у слушателей. Вряд ли это справедливо. Мне кажется, дело обстоит как раз наоборот. Крупный художник отлично знает, что, чем больше его творческая слава, тем труднее ее удержать. Каждое выступление, каждый концерт, особенно если они проходят перед полной аудиторией, превращается в ответственнейший творческий экзамен. И слушатели, в первую очередь слушатели-профессионалы, в таких случаях предельно взыскательны.

Мысли эти вполне естественно приходили в голову во время ожидания первого концерта Бостонского симфонического оркестра в Ленинграде. Как же все-таки играет этот широко известный коллектив, видевший за дирижерским пультом Артура Никиша и Карла Мука, Александра Глазунова и Сергея Прокофьева, Мориса Равеля и Джордже Энеску? Каков художественный облик оркестра, на протяжении четверти века работавшего под руководством Сергея Кусевицкого?

Ответ на эти вопросы стал ясен сразу же после первых тактов «Героической» симфонии Бетховена, открывшей программу концерта. Да, конечно, Бостонский симфонический оркестр — коллектив большой культуры. И дирижер Шарль Мюнш, и артисты оркестра пока несколько скованны. Они, как принято говорить у музыкантов, «еще не разыгрались». Но уже сейчас восхищаешься точностью штриха струнной группы, великолепно развитым чувством ансамбля.

Шарль Мюнш — художественный руководитель оркестра, дирижировавший 6 сентября его первым концертом в Советском Союзе, — темпераментный художник, в высшей степени одаренный столь важной для дирижера способностью увлечь своим замыслом исполнителей. От части к части Третья симфония Бетховена звучала все ярче и ярче. Знаменитый «Траурный марш» и особенно столь трудные для исполнения виртуозное скерцо и финал были сыграны превосходно.

Второе отделение концерта открылось Шестой симфонией Пистона. Симфония эта — одно из последних сочинений представителя старшего поколения современных американских композиторов. Судить о крупном, значительном симфоническом произведении на основе одного лишь прослушивания, как известно, очень трудно. Но, думается, не будет ошибкой уже сейчас сказать, что Шестая симфония Пистона — произведение в целом значительное и творчески интересное. Не случайно, вопреки установившимся традициям, после второй части оригинального, остроумного скерцо, изобилующего множеством ритмических и колористических находок, зал зааплодировал. Впечатляет своей драматической выразительностью и углубленностью раздумий третья часть симфонии (Adagio sereno). Много талантливой яркой музыки также в первой (Fluente espressivo) и четвертой финальной (Allegro energico) частях этого сочинения.

Заключала программу первого выступления Бостонского симфонического оркестра Вторая сюита из балета «Дафнис и Хлоя» Равеля. Видимо, Шарлю Мюншу французская музыка особенно близка. И сюита Равеля, и исполненный сверх программы по настойчивому требованию аудитории «Ученик чародея» Дюка явились подлинной кульминацией концерта. Дирижер и оркестр как бы слились в едином творческом порыве. От этого исполнения мы испытали глубокое удовлетворение.

Ин. Попов, спец. корр. «Советской культуры».



Другие материалы

7 сентября 1956

«Вечерний Ленинград»

О концерте 6 сентября 1956 в БЗФ
8 сентября 1956

«Ленинградская Правда»

О концерте 6 сентября 1956 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»