Пресса

8 сентября 1956

«Ленинградская Правда»

О концерте 6 сентября 1956 в БЗФ

Концерт Бостонского симфонического оркестра

Приезд Бостонского симфонического оркестра — значительное событие в музыкальной жизни нашего города. Один из старейших и популярнейших оркестров США, Бостонский оркестр систематически ведет в Америке большую музыкально-пропагандистскую работу. Нынче он отмечает 75-летие своего существования гастрольной поездкой по странам Европы.

Бостонский оркестр — оркестр превосходной школы и славных традиций. Достаточно упомянуть, что его руководителями были замечательный венгерский дирижер Артур Никиш (1889 — 1893), знаменитый немецкий дирижер, прославившийся исполнением Вагнера, Карл Мук (1906 — 1908 и 1912 — 1918) и многие другие выдающиеся музыканты.

Серьезны и разносторонни связи Бостонского оркестра с русской музыкальной культурой. На протяжения целой четверти века (1924 — 1949) его художественным руководителем был даровитый русский дирижер, контрабасист и музыкальный деятель Сергей Кусевицкий, состоявший во время второй мировой войны президентом музыкальной секции Национального совета американо-советской дружбы и умерший в 1951 г. В качестве дирижеров-гастролеров с Бостонским симфоническим оркестром выступали А. Глазунов, С. Прокофьев. Из числа оркестрантов некоторые получили свое музыкальное образование в России.

Первый концерт Бостонского симфонического оркестра в переполненном Большом зале Ленинградской филармонии прошел с большим успехом.

Появление на эстраде прославленного оркестра и его нынешнего художественного руководителя, выдающегося французского дирижера Шарля Мюнша слушатели встречают дружными аплодисментами. Артистам преподносят корзины цветов. Концертмейстер первых скрипок оркестра Ленинградской филармонии Шпильберг и Шарль Мюнш обмениваются взаимными приветствиями. Зал встает, когда оркестр с большим подъемом исполняет государственные гимны СССР и США.

Уже в первом номере программы — в третьей (Героической) симфонии Бетховена — оркестр показал свое первоклассное, точное мастерство. Чистота строя и интонации, выверенное равновесие оркестровых групп, стройность и сдержанность звучности, избегающей всего грубого, кричащего, четкость и чеканность ритмов заслуживают самой высокой оценки. Отметим кстати, что не принятое у нас размещение оркестра на эстраде (с рассредоточением меди и ударных) не может не привлечь внимания, так как звуковые достоинства его несомненны.

С трактовкой данной симфонии Бетховена Шарлем Мюншем можно спорить. В этой трактовке красота отдельных моментов преобладает над драматической устремленностью. Заметим, что подобное толкование Бетховена вообще свойственно ряду французских дирижеров. Нам ближе героико-патетическая трактовка музыки Бетховена (например, исполнение третьей его симфонии покойным немецким дирижером Германом Абендротом).

Но, вместе с тем, нельзя не отдать должного высокому благородству эмоций, пластической (в духе французского композитора-классика Берлиоза) ясности и сердечности, с которыми Шарль Мюнш передает бессмертную музыку Бетховена.

В исполнении третьей симфонии Бетховена оркестр блеснул гибкостью и изяществом своих музыкальных средств. Особенно хорошо прозвучали некоторые жанровые моменты финала.

Во втором отделении концерта с интересом была прослушана шестая симфония (1955) почти неизвестного у нас американского композитора Уолтера Пистона, получившего музыкальное образование во Франции. Целый ряд моментов этой симфонии не чужд надуманности и суховатости, но в музыке Пистона привлекают мужественная энергия, здоровое ощущение жизни, а порою и остроумие. Недаром ритмически и интонационно причудливое скерцо симфонии вызвало аплодисменты слушателей.

Исполнение в конце программы второй сюиты из балета «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля явилось подлинным праздником искусства. Здесь Шарль Мюнш был совершенно в своей стихии. Сверкающая необыкновенным богатством колорита партитура Равеля была передана оркестром с большим темпераментом. Вдохновенно и свободно передана та чистая звукописность Равеля, в которой форма целиком строится из сопоставлений, слияний и движений звуковых красок.

Слушатели приветствовали поэтическую образность Равеля, Шарля Мюнша и оркестра горячей овацией. Они порадовались и тонкому мастерству первой флейтистки оркестра Дориот Дуайер, которую Мюнш представил публике.

Ю. Кремлев



Другие материалы

1 июня 1947

«Ленинградская Правда»

О концертах 26 и 28 мая 1947 в БЗФ
7 сентября 1956

«Вечерний Ленинград»

О концерте 6 сентября 1956 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»