Пресса

21 октября 1956

«Ленинградская Правда»

О ЗКР и концерте 14 октября 1956 в БЗФ

Открытие симфонического сезона

Открылся новый симфонический сезон Ленинградской филармонии. Заслуженный коллектив республики, нынешним летом с триумфом гастролировавший в Германской Демократической Республике, Федеративной Республике Германии, Швейцарии и Австрии, был принят слушателями с энтузиазмом. Это — естественная дань благодарности любителей музыки артистическому коллективу, представлявшему советское искусство за рубежом.

Действительно, симфонический оркестр Ленинградской филармонии под руководством Е. Мравинского, К. Зандерлинга и других своих постоянных дирижеров не только не уступает лучшим оркестрам мира, но, в некоторых отношениях, даже превосходит их. Недавние гастроли Бостонского и Лондонского оркестров со всей очевидностью подтвердили это.

Уже неоднократно и очень давно отмечались многие стороны мастерства ленинградских филармонистов. За последние годы оно возросло. В результате упорной работы в коллективном исполнении достигнута та свобода, которая приравнивает его к игре виртуозов-солистов.

Зрелость исполнительского стиля, глубина трактовки — вот главные из многих достоинств коллектива и его дирижеров. Можно сказать, что они творчески росли, взаимно обогащая друг друга. Несомненно, что стиль игры оркестра Ленинградской филармонии носит на себе отчетливый отпечаток артистической индивидуальности Мравинского, отмеченной волевой устремленностью, и импульсивной манеры, присущей Зандерлингу. Но столь же несомненно, что Мравинский и Зандерлинг впитали многое из творческого опыта коллектива, игравшего ранее под управлением выдающихся дирижеров — от Кусевицкого и Купера до Ансерме, Клемперера и Бруно Вальтера.

Программа открытия содержала произведения, входившие в репертуар последних зарубежных гастролей оркестра. Произведения эти предстали в безупречно отделанном виде. В самом подходе к трактовке Тридцать третьей симфонии Моцарта ощущалось стремление не просто воспроизвести «венскую традицию Моцарта», которую в свое время в нашем оркестре прочно утвердил Фриц Штидри, а отыскать возможности значительно более широкого охвата содержания моцартовского творчества, выявления его народной природы (финал) и психологической глубины (первая и вторая части).

Поистине вдохновенным было исполнение Пятой симфонии Чайковского, словно вылепленной дирижером из монолитной звуковой глыбы. Органично были сопоставлены Мравинским все элементы этой захватывающей музыкальной повести о борьбе человека за светлые идеалы: и насыщенный драматизм первой части, и проникновенная лирика анданте, и грациозный задушевный вальс, и монументальный эпический финал.

Трактовка последней части Пятой симфонии Чайковского — одна из самых крупных исполнительских удач Мравинского. Эта музыка предстает перед слушателями как яркое воплощение торжества воли и организованности над колебаниями и сомнениями. Финал симфонии во всех разделах насыщен мужественностью звучания. Героический оттенок, устанавливаемый дирижером с первых звуков вступительного марша, уже ни на минуту не исчезает. Через наглядный показ величавой архитектоники этой части Мравинский раскрывает всю глубину, весь размах идейного замысла композитора.

Нам представляется, что подобное исполнение Пятой симфонии Чайковского намного расширяет и обогащает сложившееся представление о творчестве великого русского симфониста, раскрывая равно присущие этому творчеству элементы лирики, драмы и эпоса в их неразрывном единстве.

Поэтично, с подлинной живописностью в передаче красочных бликов звуковой картины прозвучало вступление к музыкальной драме Мусоргского «Хованщина» — «Рассвет на Москва-реке». Менее удовлетворило исполнение увертюры к опере Глинки «Руслан и Людмила», показавшееся несколько формальным. Недоставало яркой контрастности образов в противопоставлении двух основных ее тем.

Большой успех первого симфонического концерта Ленинградской филармония хочется рассматривать как залог идейно-художественной содержательности предстоящего симфонического сезона.

В. Богданов-Березовский



Другие материалы

11 июня 1947

«Смена»

О первой конференции слушателей абонементов 9 июня 1947
19 октября 1956

«Вечерний Ленинград»

О концертах 6 и 7 октября 1956 и планах на сезон в МЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»