Пресса
«Известия»
Об абонементе № 7 «Для трудящихся Кировского завода» и концерте 19 января 1957 в БЗФСедьмой абонемент
Все замерло. Тишина. Глубокое молчание, о котором в старину говорили: «Тихий ангел пролетел».
Дирижер делает легкое движение рукой, и мгновенно оживает оркестр.
Звучание труб. Кавалерийский сигнал. Он тотчас же подхватывается всеми духовыми инструментами.
Так начинается одно из прекраснейших творений Чайковского — «Итальянское каприччио».
Красив и уютен большой белый зал Ленинградской филармонии. Сегодня здесь именитые и всегда желанные гости — Россини, Бизе, Делиб, Глазунов, Чайковский.
С ними знакомит нас симфонический оркестр филармонии под руководством Евгения Александровича Мравинского.
В зале — ни одного свободного места. Тысяча триста кресел — все заняты. Седьмой абонемент. А это значит, что...
Но об этом потом. Будем слушать.
Все шире развертывается музыкальное полотно «Итальянского каприччио». Звучит патетически-страстная мелодия, заполняя собой эстраду и зал. Кажется, что ей тесно в этих стенах и она рвется наружу, на ленинградские проспекты...
Итак, сегодня — седьмой абонемент. А что это означает?
Я, человек приезжий, случайно попал на концерт. А кто рядом со мной? Кто они, все остальные мужчины и женщины, пожилые и молодые, которые с таким вниманием слушают Чайковского?
В этот вечер еще до начала концерта я прилежно записал рассказ художественного руководителя филармонии о тех, с кем вместе мне предстояло слушать музыку. Он говорил мне об их профессиях. Приводил фамилии.
Сегодня — суббота. А в субботние вечера, — такова новая традиция Ленинградской филармонии — концерты седьмого абонемента.
Например, в позапрошлую субботу были Бетховен, Шуберт, Лист. Неделю назад — Гайдн, Дворжак, Мусоргский, Брамс, Хачатурян.
И вот сегодня после отрывков из балета «Раймонда» Глазунова — «Итальянское каприччио» Чайковского.
Но все же — кто они, мои соседи по сегодняшнему концерту?
Рядом со мной — рабочий Флотский с женою. Немного поодаль — конструктор Егорова. Впереди них — мастер Вислобоков. Сзади, у самого прохода, — инженер Резник с сыном.
Тут их немало — тысячи триста человек: кузнецы, слесари, инженеры, технологи, прокатчики.
Однажды, в прошлом году, на Кировский завод с докладом о музыке приехал художественный руководитель филармонии т. Саркисов. Он рассказал о лучших образцах русской и западной классической музыки, о произведениях советских композиторов.
После доклада началась беседа. И вот тут-то заговорили о специальном абонементе для кировцев.
Были сомнения: разойдутся ли тысяча триста абонементов?
Надо попытаться.
Попытка прекрасно удалась. Меньше, чем в два месяца все абонементы были распроданы среди инженеров и рабочих Кировского завода. Больше того — удовлетворить все заявки не удалось. Недаром сейчас в филармонии подумывают о специальных абонементах и для других прославленных заводов Ленинграда...
Вот уж пьеса идет к концу. Раскрывается картина итальянского уличного празднества — картина, насыщенная радостью и весельем, звонкими песнями и задорными танцами.
Народное празднество превращается в вихрь стремительной, все более разгорающейся пламенной пляски, в бурный поток звуков и ритмов.
Это знаменитая тарантелла, которую когда-то воспел Аполлон Майков: «Словно в вихре мчатся пары, не сидится старикам...».
Не сидится ни старикам, ни молодым. Все встают и радостно аплодируют Чайковскому, прекрасному симфоническому оркестру.
Но нет, дорогие товарищи! Одними аплодисментами не отделаться. На днях в филармонии состоится конференция актива слушателей седьмого абонемента. Приходите на конференцию, делитесь своими впечатлениями, делайте замечания, вносите предложения. Вас ждут, товарищи! Уже разосланы приглашения.
Г. Рыклин