Пресса

19 сентября 1947

«Советское Искусство»

Избранные статьи И. Соллертинского

Избранные статьи И. Соллертинского

Ленинградская Филармония выпустила в свет небольшой сборник избранных статей И. Соллертинского. Прошло уже более трех лет, как преждевременная смерть отняла у нас этого одареннейшего музыкального писателя и лектора.

Соллертинского не без основания причисляют к наиболее ярким представителям советской музыкально-критической мысли. Честно преодолев многие «современнические» ошибки и заблуждения, он пришел к передовой советской художественной идеологии, к горячей и страстной защите передового искусства нашего времени. Он ненавидел кастовое, гелертерское музыкознание [«книжное», «ученое», от нем. Lehrer - учить], для которого живая музыка — лишь повод для дотошных анатомических изысканий. Обладатель энциклопедических знаний во всех областях искусства, автор оригинальных научных исследований, он видел главную свою задачу в массовом художественном просвещении советского народа. Отсюда огромное преобладание в его наследии «малых» критических форм: газетные и журнальные статьи, стенограммы лекций и речей, массовые брошюры.

Любимой сферой Соллертинского был симфонизм. Симфоническим проблемам посвящены лучшие его работы (в том числе впервые публикуемая статья «Исторические типы симфонической драматургии»). В этой области Соллертинский много работал практически как организатор, лектор, публицист, соратник таких пламенных энтузиастов советского симфонизма, как Д. Шостакович и Е. Мравинский. В каждой строке, написанной им, ощущаешь, что симфония для него — это не только партитура, плод вдохновенного труда автора, но и значительное общественное событие, в котором участвует многотысячная аудитория, находящая в этой музыке отклик на свои сокровенные мысли и чаяния. Соллертинскому мы во многом обязаны широким знакомством советской аудитории с первыми симфониями Шостаковича, с выдающимися явлениями западноевропейского симфонизма (Берлиоз, Малер). Констатируя упадок, вырождение современного буржуазного симфонизма на Западе, он считал, что советской музыке принадлежит решающая, ведущая роль в мировой симфонической культуре.

Чрезвычайно убедительно восстает он в своей статье против антиисторической «бетховеноцентристской» концепции, укладывающей всю историю мирового симфонизма в узкую схему, согласно которой высшим образцом и непревзойденной кульминацией считаются только симфонии Бетховена. Не умаляя великой миссии Бетховена, Соллертинский справедливо требует пересмотреть отношение к послебетховенскому симфонизму (новая русская школа), отразившему новый значительный идейный под’ем в мировом искусстве XIX века.

Интересна данная Соллертинским классификация различных исторически сложившихся типов симфонической драматургии. Наряду с симфонизмом «бетховенско-драматическим» и «лирико-монологическим» он уделяет особое внимание симфонизму эпическому, определяемому как «лирика целого народа, лирика в национально-героическом ее преломлении». Эпический симфонизм, почти неведомый Западу и нашедший свое яркое выражение в творчестве Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, является вкладом русской музыкальной классики в мировое искусство. Соллертинский предугадал исключительное значение эпического симфонизма для путей развития советской симфонии: опыт последних лет (симфонии Прокофьева, Хачатуряна, Попова, Мурадели, оратории Шапорина и т. п.) подтвердил данный им прогноз.

В последние годы жизни Соллертинский уделяет значительное место русской музыкальной классике. Русская музыка рассматривается им чаще всего на ярких антитезах и аналогиях с современными западными явлениями. Он настойчиво подчеркивает мощное этическое начало, пронизывающее всю русскую классическую музыку и отличавшее на Западе лишь творчество отдельных гениальных музыкантов. Оперное новаторство Мусоргского у него умно и остро противопоставлено метафизическому реформаторству Вагнера. Убедительно показана роль Глинки в истории мировой оперы. Нельзя не указать, что особая национальная самобытность Глинки, а главное, народность его музыкальной речи, при этом отмечены вскользь. Чайковский, насколько можно судить по приведенным отрывкам, показан, к сожалению, несколько односторонне, как предтеча экспрессионизма, предшественник и аналог Малера, воздействующий на аудиторию повышенной «наэлектризованностью атмосферы», «раскаленностью» индивидуального сознания. Национально-русская, реалистическая основа творчества Чайковского остается при этом нераскрытой.

Безусловно интересны соображения Соллертинского о «косвенной или эксцентрической» лирике («лирика, завуалированная гротеском») — явлении, прослеженном им на ряде малеровских симфоний и фильмах Чаплина. Однако оценка, данная этому современному явлению, страдает чрезмерным об’ективизмом. Стремление современного буржуазного художника замаскировать свои человеческие чувства, скрыть их под личиной эксцентрика и шута, несомненно, не случайно. В этой замаскированной, спрятанной лирике сказывается трагическая опустошенность художника-одиночки, который стесняется всерьез раскрывать свое реальное живое чувство перед аморальной и равнодушной толпой. В советских условиях, где аудитория, наоборот, высоко оценивает подлинные проявления искренности и живую эмоциональность, путь «эксцентрической» или «косвенной» лирики был бы неестественным подражательством, чуждым нашей эстетике.

В своих симфонических вкусах Соллертинский не обладал «всеядностью». Яркие репертуарные «открытия», интересные поправки к традиционным точкам зрения сочетались в его работе с некоторыми преувеличениями, вызванными глубокой пристрастностью, заинтересованностью в тех явлениях, которыми он увлекался. Так, переоцененным в его лекциях и статьях оказывается Брукнер. С самоотверженностью и горячим сочувствием пропагандировал он симфоническое творчество Д. Шостаковича, начиная с первых шагов этого талантливого симфониста. Он отстаивает право Шостаковича на трагедию в высоком, в подлинно оптимистическом значении этого слова, характеризуя его как «трагического поэта в музыке», наследника великих традиций Чайковского и Мусоргского.

Областью, к которой также всю жизнь тяготел острый талант Соллертинского, был музыкальный театр всех рангов: опера, балет, оперетта. Его ценные высказывания по вопросам музыкальной драматургии сегодня было бы полезно напомнить всем авторам, работающим в области оперы. Совершенно справедливо утверждение Соллертинского, что «композитор в первую очередь ответственен за общую драматургическую концепцию оперы», а значит, и за качество либретто. Абсолютно верны требования к создателям оперы: добиваться лаконизма оперного текста.

Характерны предпочтения Соллертинского самым массовым и демократическим оперным мастерам, оказавшимся в то же время самыми чуткими знатоками законов драматургии. Это Глинка, Чайковский, Мусоргский — у нас, Моцарт, Бизе, Верди — на Западе. Правдивое искусство этих художников-реалистов он противопоставляет «цветочной музыке» Россини (как ее называл Глинка), «бутафорскому историзму» Мейербера, неосуществленным драматургическим претензиям Вагнера, чьи оперы напоминают скорее «цикл монументальных симфоний с театральными иллюстрациями». Метко определена сущность творчества Пуччини, который сделался в XX веке первым и — если угодно — великим классиком неосентиментализма и мелодрамы. Соллертинский не без оснований предостерегает советских оперных драматургов от рецидивов мелодраматического пуччинизма, являющегося мещанским эрзацем подлинной трагедии.

Обращает на себя внимание разносторонность вкусов и интересов Соллертинского, его умение не пренебрегать массовыми, неакадемическими музыкальными жанрами. Он был едва ли не единственным из крупных русских музыковедов, кто всерьез уделял внимание проблемам комического в музыке, писал о классиках оперетты. Буржуазная драматургия, по справедливому утверждению Соллертинского, не обладает «той нравственной силой и ясностью, которая нужна для создания комической оперы большого плана», этими возможностями обладает только драматургия советской эпохи.

Нам нужно продолжить начатую Соллертинским серьезную музыковедческую работу над проблемами оперетты и комической оперы.

Сильная сторона музыковедческих трудов Соллертинского — редкое умение свободно оперировать историческими, литературными, театральными параллелями, рассматривать развитие музыки как часть сложного общекультурного процесса. В этом смысле интересны опубликованные в сборнике работы «Шекспир и мировая музыка» и «Романтизм, его общая и музыкальная эстетика» (последняя работа, к сожалению, несколько суживает характеристику романтизма, подчеркивая в первую очередь его пессимистические антирационалистические элементы, а не прогрессивную сторону, связанную с народно-песенным искусством).

Приложенные к сборнику статьи А. Гозенпуда и М. Друскина, характеризующие творческий путь и основные эстетические воззрения Соллертинского, насыщены фактическим материалом. Однако статьи эти не свободны от дефектов. Обойдены молчанием некоторые слабые стороны в творчестве Соллертинского. Оба автора не показали эволюцию Соллертинского от некритического увлечения модернистскими течениями Запада (Шенберг, Альбан Берг) к передовой советской музыке, от некоторой недооценки русской музыкальной классики к яркому осознанию ее мирового значения. Если бы это было отмечено, облик замечательного советского музыковеда предстал бы перед читателями более живым и исторически достоверным.

Жаль, что об’ем сборника слишком ограничен. Нужно пожелать скорейшего и более полного переиздания трудов И. Соллертинского – как ранее изданных, так и оставшихся и рукописях.

И. Нестьев



Другие материалы

12 сентября 1947

«Вечерний Ленинград»

«Сын Ленинграда»
13 сентября 1947

«Вечерний Ленинград»

«Приветственная увертюра» А. Лобковского

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»