Пресса
«Смена»
Об истории Малого зала„Филармоническая зала“
Прекрасные здания, величественные ансамбли, созданные творением лучших зодчих России, делают Невский проспект красивейшей улицей города. Многие из этих зданий связаны с общественной и культурной жизнью Петербурга в XIX веке.
Остановимся перед одним из них. На нем висит доска с надписью «Малый зал имени М. И. Глинки Ленинградской Государственной филармонии». Это дом под номером 30, как и всякий, имеет свою историю.
Берега Екатерининского канала в 80-е годы XVIII века были одеты в гранит. Тогда же на пересечении его с Невским проспектом был выстроен Казанский мост, один из первых каменных мостов Петербурга. Участок земли у Казанского моста принадлежал генералу Вильбоа, который построил на нем красивый особняк. Исследования последних лет дают некоторое основание предполагать, что автором дворца был гениальный зодчий В. В. Растрелли, так как в его материалах найдена следующая запись: «Я построил на большом проспекте большой дворец, приобретенный главнокомандующим артиллерии Вильбоа».
Затем владельцем дворца был князь М. А. Голицын.
В 90-х годах XVIII века в Петербурге появился француз Лион, который стал помогать артистам и музыкантам в устройстве их концертов, арендуя для этого помещения. Хороший зал во дворце Голицына привлек внимание Лиона, и он взял его в аренду с 1789 года по 1802, вплоть до своей смерти. В 1802 году дом приобрел купец Кусовников. Он также сдавал в аренду зал, который пользовался в Петербурге большой известностью сначала под именем «Лионов зал», а затем «зал Кусовникова».
В 1828 году владельцем дома становится В. В. Энгельгардт, женатый на дочери Кусовникова и получивший дом в наследство. Энгельгардт капитально перестроил дворец, превратив его в доходный дом, для чего привлек к делу известного тогда архитектора А. Мельникова. В верхнем этаже была устроена гостиница — одна из самых дорогих в городе. На втором этаже помещались большой зал, славившийся своей хорошей акустикой, и красивые, богато отделанные комнаты, где часто устраивались концерты, балы и маскарады. В помещениях первого этажа размещались магазины.
Энгельгардт был другом А. С. Пушкина по обществу «Зеленая лампа». Богач, любитель повеселиться, В. В. Энгельгардт, по словам П. А. Вяземского, «хорошо и всенародно был знаком Петербургу», особенно своим домом с большим залом.
В 1829 году Энгельгардт умер, и его жена стала владелицей дома. Зал по-прежнему используется для концертов, балов и маскарадов.
С «залом г-жи Энгельгардт» тесно связана деятельность Петербургского филармонического общества, основанного в 1802 году для популяризации классической симфонической и инструментальной музыки. В этом помещении, которое часто называли тогда «Филармоническая зала», общество проводило концерты в 1802 — 1836 гг., 1840 — 1846 гг. и 80-х годах XIX века. На концертах исполнялась музыка преимущественно западноевропейских композиторов — Гайдна, Моцарта, Бетховена и других. Впервые в мире «Торжественная месса» Бетховена прозвучала в 1824 г. в «Филармонической зале».
Концерты собирали множество слушателей и потому, что солистами «Филармонической залы» были известные в то время русские и иностранные артисты. В их числе можно назвать певцов А. М. Самойлова, Е. Сандукову и Каталани, пианистов Ф. Листа, Клементи. Известный русский композитор, дирижер и пианист Антон Рубинштейн, тогда еще 12-летний мальчик, 20 марта 1843 г. дал здесь концерт на рояле.
Будучи страстным любителем музыки, не раз бывал на концертах в «Филармонической зале» и А. С. Пушкин. В своих «Литературных и житейских воспоминаниях» И. С. Тургенев писал: «Пушкина мне удалось видеть всего еще один раз — за несколько дней до его смерти, на утреннем концерте в зале Энгельгардта. Он стоял у двери, опираясь на косяк и скрестив руки на широкой груди...».
В нижнем этаже дома Энгельгардта в 20-х годах XIX века находилась книжная лавка известного петербургского издателя и литератора И. В. Сленина. В лавке часто бывали Бестужев и Рылеев. В 1827 — 1828 гг. частым посетителем лавки был А. С. Пушкин, бывший в хороших отношениях с Слениным.
Зимой 1834 — 1835 гг. в Петербурге, как пишет об этом в своем дневнике А. С. Пущин, было много балов. К этому времени относится начало работы М. Ю. Лермонтова над драмой «Маскарад». Окончив школу гвардейских подпрапорщиков в 1834 году, Лермонтов стал посещать театры, балы, маскарады. Весьма вероятно, был он и на маскарадах в доме Энгельгардта. «Ведь нынче праздники и, верно, маскарад у Энгельгардта», — пишет Лермонтов в своей драме «Маскарад». Один из таких маскарадов и послужил завязкой драмы.
После постройки в 1839 году здания Дворянского собрания (теперь Большой зал Ленинградской филармонии) с его замечательным залом концерты и балы предпочитают устраивать в новом помещении.
В 60-х годах XIX века дом перешел к новому владельцу, который стал сдавать зал и все помещения второго этажа в аренду купеческому клубу. Редко используется теперь зал для концертов, а после перестройки дома в конце XIX века он и вовсе прекращает свое существование более, чем на полвека. В доме разместились магазины, банк, а остальная часть стала использоваться под жилье.
Такое же назначение (учреждения, магазины и жилье) сохраняет дом и после Великой Октябрьской социалистической революции. В годы блокады дом был разрушен. Сразу же после освобождения от блокады Ленинграда начались восстановительные работы на Невском проспекте. Причем, при восстановлении зданий, представляющих историко-архитектурный интерес, старались придать им первоначальный облик. Так был реконструирован и дом № 30 на Невском проспекте по проекту архитектора В. А. Каменского. Была восстановлена и «Филармоническая зала».
9 мая 1949 г. был торжественно открыт Малый зал имени Глинки Ленинградской государственной филармонии. На его сцене выступают в концертах лучшие советские и зарубежные артисты. В афишах мы часто встречаем имена Л. Оборина, С. Кнушевицкого, Д. Ойстраха и других.
Такова история этого дома, двери которого сейчас широко открыты для всех любителей музыки.
Д. Шустер