Пресса

30 октября 1957

«Смена»

Об истории Малого зала

„Филармоническая зала“

Прекрасные здания, величественные ансамбли, созданные творением лучших зодчих России, делают Невский проспект красивейшей улицей города. Многие из этих зданий связаны с общественной и культурной жизнью Петербурга в XIX веке.

Остановимся перед одним из них. На нем висит доска с надписью «Малый зал имени М. И. Глинки Ленинградской Государственной филармонии». Это дом под номером 30, как и всякий, имеет свою историю.

Берега Екатерининского канала в 80-е годы XVIII века были одеты в гранит. Тогда же на пересечении его с Невским проспектом был выстроен Казанский мост, один из первых каменных мостов Петербурга. Участок земли у Казанского моста принадлежал генералу Вильбоа, который построил на нем красивый особняк. Исследования последних лет дают некоторое основание предполагать, что автором дворца был гениальный зодчий В. В. Растрелли, так как в его материалах найдена следующая запись: «Я построил на большом проспекте большой дворец, приобретенный главнокомандующим артиллерии Вильбоа».

Затем владельцем дворца был князь М. А. Голицын.

В 90-х годах XVIII века в Петербурге появился француз Лион, который стал помогать артистам и музыкантам в устройстве их концертов, арендуя для этого помещения. Хороший зал во дворце Голицына привлек внимание Лиона, и он взял его в аренду с 1789 года по 1802, вплоть до своей смерти. В 1802 году дом приобрел купец Кусовников. Он также сдавал в аренду зал, который пользовался в Петербурге большой известностью сначала под именем «Лионов зал», а затем «зал Кусовникова».

В 1828 году владельцем дома становится В. В. Энгельгардт, женатый на дочери Кусовникова и получивший дом в наследство. Энгельгардт капитально перестроил дворец, превратив его в доходный дом, для чего привлек к делу известного тогда архитектора А. Мельникова. В верхнем этаже была устроена гостиница — одна из самых дорогих в городе. На втором этаже помещались большой зал, славившийся своей хорошей акустикой, и красивые, богато отделанные комнаты, где часто устраивались концерты, балы и маскарады. В помещениях первого этажа размещались магазины.

Энгельгардт был другом А. С. Пушкина по обществу «Зеленая лампа». Богач, любитель повеселиться, В. В. Энгельгардт, по словам П. А. Вяземского, «хорошо и всенародно был знаком Петербургу», особенно своим домом с большим залом.

В 1829 году Энгельгардт умер, и его жена стала владелицей дома. Зал по-прежнему используется для концертов, балов и маскарадов.

С «залом г-жи Энгельгардт» тесно связана деятельность Петербургского филармонического общества, основанного в 1802 году для популяризации классической симфонической и инструментальной музыки. В этом помещении, которое часто называли тогда «Филармоническая зала», общество проводило концерты в 1802 — 1836 гг., 1840 — 1846 гг. и 80-х годах XIX века. На концертах исполнялась музыка преимущественно западноевропейских композиторов — Гайдна, Моцарта, Бетховена и других. Впервые в мире «Торжественная месса» Бетховена прозвучала в 1824 г. в «Филармонической зале».

Концерты собирали множество слушателей и потому, что солистами «Филармонической залы» были известные в то время русские и иностранные артисты. В их числе можно назвать певцов А. М. Самойлова, Е. Сандукову и Каталани, пианистов Ф. Листа, Клементи. Известный русский композитор, дирижер и пианист Антон Рубинштейн, тогда еще 12-летний мальчик, 20 марта 1843 г. дал здесь концерт на рояле.

Будучи страстным любителем музыки, не раз бывал на концертах в «Филармонической зале» и А. С. Пушкин. В своих «Литературных и житейских воспоминаниях» И. С. Тургенев писал: «Пушкина мне удалось видеть всего еще один раз — за несколько дней до его смерти, на утреннем концерте в зале Энгельгардта. Он стоял у двери, опираясь на косяк и скрестив руки на широкой груди...».

В нижнем этаже дома Энгельгардта в 20-х годах XIX века находилась книжная лавка известного петербургского издателя и литератора И. В. Сленина. В лавке часто бывали Бестужев и Рылеев. В 1827 — 1828 гг. частым посетителем лавки был А. С. Пушкин, бывший в хороших отношениях с Слениным.

Зимой 1834 — 1835 гг. в Петербурге, как пишет об этом в своем дневнике А. С. Пущин, было много балов. К этому времени относится начало работы М. Ю. Лермонтова над драмой «Маскарад». Окончив школу гвардейских подпрапорщиков в 1834 году, Лермонтов стал посещать театры, балы, маскарады. Весьма вероятно, был он и на маскарадах в доме Энгельгардта. «Ведь нынче праздники и, верно, маскарад у Энгельгардта», — пишет Лермонтов в своей драме «Маскарад». Один из таких маскарадов и послужил завязкой драмы.

После постройки в 1839 году здания Дворянского собрания (теперь Большой зал Ленинградской филармонии) с его замечательным залом концерты и балы предпочитают устраивать в новом помещении.

В 60-х годах XIX века дом перешел к новому владельцу, который стал сдавать зал и все помещения второго этажа в аренду купеческому клубу. Редко используется теперь зал для концертов, а после перестройки дома в конце XIX века он и вовсе прекращает свое существование более, чем на полвека. В доме разместились магазины, банк, а остальная часть стала использоваться под жилье.

Такое же назначение (учреждения, магазины и жилье) сохраняет дом и после Великой Октябрьской социалистической революции. В годы блокады дом был разрушен. Сразу же после освобождения от блокады Ленинграда начались восстановительные работы на Невском проспекте. Причем, при восстановлении зданий, представляющих историко-архитектурный интерес, старались придать им первоначальный облик. Так был реконструирован и дом № 30 на Невском проспекте по проекту архитектора В. А. Каменского. Была восстановлена и «Филармоническая зала».

9 мая 1949 г. был торжественно открыт Малый зал имени Глинки Ленинградской государственной филармонии. На его сцене выступают в концертах лучшие советские и зарубежные артисты. В афишах мы часто встречаем имена Л. Оборина, С. Кнушевицкого, Д. Ойстраха и других.

Такова история этого дома, двери которого сейчас широко открыты для всех любителей музыки.

Д. Шустер



Другие материалы

18 октября 1957

«Смена»

О концертах сезона 1957–1958 в МЗФ
19 октября 1957

«Вечерний Ленинград»

О концертах сезона 1957–1958 в МЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»