Пресса

22 ноября 1957

«Гудок» (Москва)

О симфонии № 11 Шостаковича

Одиннадцатая симфония

Новое произведение Д. Шостаковича

…Приглушенные, безжизненно холодные звучания струнных, гнетущие, полные зловещих предостережений сигналы трубы, сдержанный, настороженный бой барабана. Как бы издалека доносятся трепетно взволнованные песни политических узников «Слушай!», «Ночь темна»: в неволе, в страшных каменных застенках томятся лучшие люди царской России. В их песнях чувствуются боль и затаенная ненависть к угнетателям, палачам. И снова — давящий, холодный, мрачный образ империи Романовых...

Так начинается 11-я симфония Д. Шостаковича.

Еще никогда композитор не достигал такого высокого драматизма, такой художественной ясности, доступности и выразительности, каким отмечено его новое произведение.

Особенностью симфонии является то, что она вся исполняется без перерыва, притом каждая часть имеет свое название, свою программу, связанную с определенными историческими событиями. Но еще более важен новаторский замысел композитора — построить симфонию на основе русского революционного фольклора. Шостакович насыщает свое новое произведение песнями политических узников: траурным маршем «Вы жертвою пали», боевыми гимнами — «Беснуйтесь, тираны!», «Варшавянка» и другими революционными песнями.

Благодаря ясной программе и тому, что композитор творчески использует рабочие песни, повсеместно знакомые слушателям, 11-я симфония может стать и уже становится достоянием широких масс.

Наиболее яркая, эмоционально насыщенная — вторая часть симфонии («9 января»). Реальные образы ее взяты из самой жизни. Шостакович рельефно живописует взволнованную, многотысячную толпу, идущую к царю с жалобой и слепо верящую, что он защитит народ от всех бедствий и обид. В ответ царь-палач отдает приказ — стрелять в безоружную толпу. Улицы Петербурга обагряются кровью рабочих... В симфонии это самое трагическое место, и выражено оно с гениальным размахом и силой. Слышатся упругие, грозные удары барабанов, резкие звучания флейт и четкое, все время нарастающее, полное силы фугато струнных. Музыка постепенно достигает колоссального напряжения, рисуя остро развивающуюся драму «Кровавого воскресенья».

И вот неожиданно наступает перелом, снова повторяется основная мелодия первой части. Кажется, что после трагического дня расстрела безоружных рабочих возникает картина все той же обездоленной России, как бы застывшей в напряжении после страшных, кровавых злодеяний царя и его приспешников.

Третья часть — «Вечная память» — грандиозный монументальный реквием в честь павших борцов. Все симфоническое развитие этой части строится на основе революционной траурной песни-марша «Вы жертвою пали». Суровая, сдержанная скорбная мелодия постепенно становится захватывающей, страстно взволнованной. Патетическое, при поднятое, чрезвычайно выразительное траурное шествие поражает слушателей своей грандиозностью и перерастает в грозное проклятие и могучее предостережение самодержавию.

Средняя часть реквиема необычайно светла, красива, поэтически возвышенна. Широко распевные, лирически мягкие, эмоционально насыщенные фразы струнных звучат тепло, задушевно, и перед слушателями возникает образ будущего, мечта о счастье. А в заключение реквиема с печальной задумчивостью, глубоко и проникновенно еще раз звучит тема траурного марша, напоминая о трагических событиях, о погибших товарищах.

Наконец, еще более смело, уверенно развертывается симфоническое полотно четвертой части симфонии, названной автором «Набат». После событий 9 января возмущение, негодование охватывает всю страну, стачечники выходят на улицы с политическим лозунгом «Долой самодержавие!», рабочее движение ширится и растет. Именно эта картина нарастающей героической борьбы русского народа передана в финале симфонии с большой силой. Энергичное и властное начало, полное стремительного движения, выражает революционные действия и устремления народа. Буквально, как неудержимый поток, врывается и сметает все на своем пути волевая, несокрушимая песня «Беснуйтесь, тираны!».

Композитор красочно, ярко изображает, как разгорается пламя революционных битв. И после краткого напоминания о недавнем поражении революции 1905 года, в самом конце снова звучит страстный, могучий призыв к борьбе за свободную, счастливую жизнь. Революция будет завершена победой — впереди Великий Октябрь! Русскому народу еще предстоит одержать всемирно-историческую победу над самодержавием в 1917 году. Эта мысль, высокий оптимизм, вера в силы революционного народа пронизывают симфонию.

Появление нового произведения Шостаковича — одно из самых крупных событий в нашей музыкальной жизни. Исполнение его в Москве Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением Н. Рахлина и в Ленинграде — оркестром Ленинградской филармонии с дирижером Е. Мравинским — было воспринято с энтузиазмом.

Новая симфония Д. Шостаковича свидетельствует о большом и непрекращающемся творческом росте этого замечательного композитора.

И. Шехонина



Другие материалы

Ноябрь 1957

«Музыкальный календарь» (стр. 133)

К 20-летию премьеры симфонии № 5 Шостаковича: 21 ноября 1937 в БЗФ
19 ноября 1957

«Вечерний Ленинград»

О премьере симфонии № 11 Шостаковича 3 ноября 1957 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»