Пресса

23 апреля 1958

«Ленинградская Правда»

О концертах 20 и 21 апреля 1958 в БЗФ

Выступают Валерий Климов и Ван Клиберн

ТОЛЬКО что закончившийся Международный конкурс скрипачей и пианистов имени П. И. Чайковского привлек к себе внимание всей мировой музыкальной общественности.

Конкурс, посвященный творчеству одного из любимых композиторов — гениального Чайковского, явился волнующим праздником национального искусства, открыл много новых молодых талантов как среди нашей советской молодежи, так и среди молодых музыкантов Европы, Азии, Америки и Австралии.

Первые премии на конкурсе, как известно, завоевали скрипач Валерий Климов (Советский Союз) и пианист Ван Клиберн (США).

Ленинградские слушатели получили возможность одними из первых услышать замечательных музыкантов, уже завоевавших горячие симпатии москвичей. Приятно, когда появляется новое дарование, и ты имеешь возможность услышать свежее, интересное, жизнерадостное искусство. Такое исполнительское искусство заставляет тебя как бы вновь пережить свою молодость и сильнее забиться сердце.

Настоящее искусство — враг стандарта, иначе оно увядает, превращается в ремесло, становится серым, неинтересным, скучным. Весна в природе принесла музыкальную весну в Ленинград: ленинградцы познакомятся с исполнительским творчеством многих национальностей. Тут и выступления советских лауреатов — пианиста Н. Штаркмана, скрипача В. Пикайзена, японского пианиста Т. Мацуура, португальского — Сержио де Варелла Сид. Нельзя также не упомянуть об уже состоявшемся выступлении самой молодой пианистки, лауреата Международного конкурса М. Молловой (Болгария), порадовавшей нас свежестью и непосредственностью исполнения.

В воскресенье и понедельник состоялись концерты скрипача Валерия Климова и пианиста Ван Клиберна.

Валерий Климов — воспитанник Московской консерватории, ученик профессора Давида Ойстраха, неоднократный лауреат Международных конкурсов, зрелый мастер, виртуоз. Его игру отличают необычайная техническая легкость, абсолютно чистая интонация и музыкальное воображение. На концерте он показал многогранность своего таланта. Одно из труднейших произведений мирового скрипичного репертуара — соната Изаи — была сыграна им с хорошим чувством стиля, с большим художественным вкусом. Особенно удались артисту произведения Чайковского: «Размышление», сыгранное с теплотой и сердечностью; вальс-скерцо, исполненное им тонко и с большой виртуозностью. Интересно, с глубоким пониманием стиля, Валерий Климов исполнил «Фантазию» Шумана—Крейслера.

Публика тепло приветствовала молодого талантливого артиста.

С Ван Клиберном мы познакомились недавно. Молодому пианисту еще не исполнилось 24 лет, он окончил Джульярдскую музыкальную школу в Нью-Йорке и быстро завоевал симпатии публики в США.

Ван Клиберн обладает выдающимся дарованием. Его игру отличают большая свобода, непосредственность, искренность и свежесть трактовки. Каждое произведение молодой артист преподносит слушателям убежденно и страстно, как бы ведет слушателя за собой, рассказывая аудитории о своих переживаниях и происходящих событиях.

Чрезвычайно просто и естественно прозвучала соната Моцарта, особенно ее вторая часть, которая была сыграна тепло и сердечно.

С большой художественной фантазией артист исполнил сонату Прокофьева и фугу американского композитора Барбера. В этих произведениях он, подобно скульптору, выпукло лепил музыкальные образы, используя разнообразную палитру оркестровых красок. По-новому молодой пианист прочитал скерцо № 3 Шопена, внося в интерпретацию его героическое начало и страстность. С большой мягкостью прозвучала баллада Шопена. В «Аппассионату» Бетховена пианист внес много лиризма. Особенно интересно прозвучал финал, который артист сыграл в строго сдержанном темпе и внутренне сурово. Можно только упрекнуть пианиста в трактовке второй части сонаты: из-за чересчур медленного темпа она как бы растаяла, потеряла свою четкую и строгую форму.

Мне довелось также услышать в исполнении Ван Клиберна 1-й концерт для фортепиано с оркестром Чайковского на заключительном туре конкурса в Москве. Музыкант, не нарушая стиля автора, внес в исполнение много нового и, что особенно ценно, не подчеркивал техническую сложность концерта. Надо сказать, что увлечение виртуозностью артисту вообще не свойственно.

С настоящим вдохновением Ван Клиберн исполнил на «бис» «Посвящение» Шумана—Листа. Чрезвычайно ярко была исполнена также рапсодия № 12 Листа.

Публика восторженно приветствовала артиста.

Хочется пожелать двум молодым лауреатам новых творческих достижений, ибо даже для настоящего большого таланта нет предела для совершенствования.

П. Серебряков, народный артист РСФСР,

профессор Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова



Другие материалы

10 апреля 1958

«Вечерний Ленинград»

О концерте 9 апреля 1958 в БЗФ
Июнь 1958

«Советская музыка» № 6

Обзор концертов марта–апреля 1958 в БЗФ и МЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»