Пресса

6 октября 1959

«Ленинградская Правда»

Об открытии сезона: концерте 4 октября 1959 в БЗФ и 3 октября 1959 в МЗФ

39-й СЕЗОН ФИЛАРМОНИИ

В ЭТИ вечера, когда открылся новый концертный сезон, у зданий Большого и Малого залов Филармонии было особенно много народу. И не удивительно, ибо число любителей симфонической и камерной музыки растет с каждым днем. Для рабочих и студентов, офицеров и школьников музыка становится потребностью, она помогает им в жизни, в работе. Произведения Бетховена и Чайковского, Мусоргского и Прокофьева звучат теперь не только в белоколонном зале Филармонии, но и в зале Капеллы, во дворцах и домах культуры. А два наших симфонических оркестра с их более чем двадцатью концертами в месяц уже с трудом удовлетворяют запросы ленинградцев.

Трудящиеся Кировского и других заводов Ленинграда, студенты Университета, учащиеся Военно-медицинской академии стали постоянными слушателями концертов, и Филармония вот уже несколько лет выпускает для них специальные абонементы. Люди самых различных профессий не только слушают музыку, но и с увлечением участвуют в ее обсуждении, делятся впечатлениями на страницах стенной газеты, выпускаемой Филармонией.

Вместе с именами наших крупнейших дирижеров, певцов и инструменталистов мы все чаще встречаем на афишах новые имена молодых талантливых музыкантов. Но не только профессиональные исполнители участвуют в концертах. Замечательный самодеятельный хор студентов Ленинградского университета, например, регулярно выступает в Большом зале Филармонии.

Симфонический сезон открылся исполнением произведении Чайковского, Бетховена и Шостаковича. Имена этих композиторов как бы символизируют основную направленность репертуара Филармонии. Русская, зарубежная и советская музыка одинаково широко исполняется и пропагандируется.

Интерес к концерту, состоявшемуся 4 октября в Большом зале Филармонии, был особенно велик: в нем впервые прозвучал только что написанный Концерт для виолончели с оркестром Д. Шостаковича. Премьеры новых произведений выдающегося советского композитора всегда проходят в нашем городе и привлекают к себе огромное внимание. И ожидания ленинградцев неизменно оправдываются, потому что в каждом своем сочинении Шостакович ставит значительные и волнующие темы, решая их остро и талантливо.

Так было и на этот раз. Концерт для виолончели увлек слушателей эмоциональной силой музыки, рельефностью и выразительностью образов. Четыре части его воспринимаются как единая поэма о человеке и его раздумьях, о его страданиях и борьбе. Это — поэма о человеке, прошедшем тяжелые испытания, но не потерявшем большой любви к жизни и людям.

Драматическое повествование первой части, проникновенная лирика второй, скорбный монолог третьей и, наконец, мужественная энергия финала — все волновало с одинаковой силой. Но особенно запомнилась вторая часть концерта: она прозвучала как песнь сердца — задушевная, трепетная и глубоко русская.

Концерт посвящен виолончелисту М. Ростроповичу, который и явился его первым исполнителем. Он сыграл его поистине вдохновенно, замечательно передав большой и сложный мир музыки Шостаковича.

За последнее время в нашем городе побывали лучшие симфонические оркестры мира, и ленинградцы могли воочию убедиться, что среди них одно из самых первых мест по праву принадлежит оркестру нашей Филармонии.

Под управлением Е. Мравинского увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского была сыграна выразительно и поэтично. Замечательно также провел дирижер сложную партию оркестра в произведении Шостаковича. Особо хочется сказать об исполнении Седьмой симфонии Бетховена. Е. Мравинскому удалось великолепно передать ее мужественный оптимизм и искрящееся веселье. Симфония прозвучала молодо и празднично, достойно венчая этот замечательный концерт.

А днем раньше открылся сезон в Малом зале Филармонии. Первыми слушателями здесь были трудящиеся Кировского завода, которые пришли на творческий вечер В. Соловьева-Седого.

Имя этого замечательного советского композитора неразрывно связано с жизнью нашего народа, с его думами и мечтаниями, с его радостями и печалями. Задушевные и сердечные песни Соловьева-Седого стали необходимыми спутниками в жизни советских людей. В своих маленьких песнях Соловьев-Седой выступает как большой художник. Они быстро становятся любимыми, популярными и не на неделю, не на месяц, а надолго пленяют сердца красотой мелодии и глубиной чувств.

Эту большую любовь к музыке Соловьева-Седого мог почувствовать каждый, кому довелось быть на этом концерте. Вокальный цикл «Возвращение солдата» — одно из наиболее сильных и самобытных произведений композитора. Оно глубоко взволновало слушателей. И широко популярная за пределами нашей страны песня «Если бы парни всей земли», и посвященная нашему городу «Вечерняя песня», и изящная шутка «Камыши» — все прозвучало свежо и увлекательно.

Но Соловьев-Седой известен не только как замечательный песенник, но и как автор балета «Тарас Бульба», сцены из которого были показаны на концерте. Слушатели познакомились и с новой работой композитора в этом жанре — балетом «Пепелина» о VI Всемирном фестивале молодежи в Москве. Исполненные два отрывка из этого балета привлекли своим большим мелодическим обаянием.

Новый сезон начался. Много интересного услышат в нем ленинградцы. Но с особым нетерпением они будут ждать исполнения новых симфоний и романсов, кантат и квартетов о наших людях, о наших современниках.

Андрей Петров



Другие материалы

20 июня 1948

«Ленинградская Правда»

О конференции и концерте 19 июня 1948 в БЗФ
6 октября 1959

«Смена»

О концерте 4 октября 1959 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»