Пресса
«Вечерний Ленинград»
О новых сочинениях ленинградских композиторов в программах БЗФВ программе — произведения ленинградских композиторов
ЗАМЕТКИ О РЕПЕРТУАРЕ ФИЛАРМОНИИ
За последние годы творчество ленинградских композиторов значительно активизировалось во всех жанрах. Дружно зазвучали песни, прославляющие трудовую доблесть и революционные традиции многих ленинградских заводов; зажили сценической жизнью новые балеты и оперы; камерный репертуар обогатился циклами романсов, квартетами, сонатами; в программах Филармонии появились новые имена. В разных по жанру произведениях зазвучали голоса современности: в кантате «Подвиг» Чистякова, «Пионерской сюите» Уствольской, оратории «Ленинград» Дзержинского, «Эпической поэме» Шахматова, «Поэме о пионерке» и «Простых песнях» Петрова и многих других.
Композиторы разных поколений все чаще стали обращаться к монументальным формам симфонической музыки, стремясь воплотить в них волнующие и величественные проблемы современности.
Развивая традиции классической музыки, крупнейшие советские композиторы-симфонисты Мясковский, Прокофьев, Шостакович в лучших своих произведениях еще раз подтвердили, что симфония только тогда достигает высокого художественного уровня, когда она заключает в себе философски обобщенные идеи и образы, адресованные самой широкой аудитории.
Как бы ясен ни был образный строй симфонической музыки, для того чтобы воспринять ее, понять во всех деталях, иметь право суждения о ней, необходимо неоднократное прослушивание. Вот почему уровень симфонической культуры зависит не только от таланта и мастерства композитора, не только от таланта и мастерства оркестра, дирижера, но и от систематической пропаганды симфонического творчества.
Отрадно отметить, что из концертных программ двух оркестров Ленинградской филармонии не выпала ни одна значительная симфоническая пьеса композиторов-ленинградцев. Напомним об исполнении симфонии Щербачева, Пригожина, Клюзнера, Ходжа-Эйнатова, Кочурова, Шварца, монументальной поэмы «Двенадцать» Салманова на стихи Блока, многих сюит, увертюр Цытовича, Слонимского и других. Большинство произведений исполнялось неоднократно. Поэтому слушатели могли не только войти в сложный мир образов симфонической музыки, но и высказать свои впечатления в регулярно выпускаемой Филармонией стенной газете «Слушатель».
В интересной заметке токарь Кировского завода М. Флотский высоко оценивает поэму «Двенадцать» Салманова. Соглашаясь с его оценкой, бухгалтер А. Семашко пишет: «Композитор, не будучи современником Блока, сумел в своей музыке предельно ясно отобразить все, что поэт и мы, молодежь того времени, тогда переживали, сумел дать на канве поэмы яркие картины всего того, что тогда бурлило и кипело кругом — жестокую борьбу нового мира со старым».
Симфоническая поэма Уствольской «Огни в степях» не нашла единодушной оценки. О ней спорили. Но и те слушатели, которым она не понравилась, вдумчиво и благожелательно критикуют ее с серьезных позиций, свидетельствующих о том, что они умеют и эмоционально воспринимать, и трезво анализировать музыку.
Как бы суммируя мнение большинства слушателей о скрипичном концерте Клюзнера, инженер Б. Ромбо пишет: «Музыка Клюзнера, взволнованная, динамичная, мелодически богатая, достигающая порой подлинно трагических высот, выдвигает композитора в первые ряды советских симфонистов».
У наиболее активных слушателей концертов возникла идея, к которой руководителям Филармонии следовало бы прислушаться: они предлагают устраивать повторные прослушивания исполнявшихся произведений по магнитофонной записи. Этой формой пропаганды симфонической музыки, разумеется, не следует пренебрегать.
Встречи композиторов со слушателями много дают как одним, так и другим. Трудно преуменьшить значение для композиторов личного общения с людьми, для которых создается музыка, тем более, что в их высказываниях всегда звучат искренность и стремление как можно полнее выразить свои впечатления.
Многое делается Филармонией для пропаганды симфонического творчества ленинградских композиторов. Тем не менее, нельзя не заметить упущений и недостатков.
Начнем с того, что один из оркестров уделяет больше внимания сочинениям ленинградских симфонистов; другой, занятый также ответственными программами советской музыки, не всегда может включать в свой репертуар творчество ленинградцев.
Далее: большинство сочинений ленинградских композиторов прозвучало под управлением одного дирижера А. Янсонса. Нам казалось бы естественным, если бы руководство Филармонии, превосходно ориентирующееся в «творческом портфеле» ленинградских композиторов, предлагало советским и зарубежным дирижерам включать в свой исполнительский план сочинения, художественно-идеологические достоинства которых не вызывают никаких сомнений.
Каждый вечер в нашем городе — в Филармонии, Капелле, дворцах культуры звучит симфоническая музыка, привлекая тысячи и тысячи слушателей. Придет весна, и снова на площади Искусств у памятника Пушкину можно будет увидеть многих людей, жаждущих стать обладателями заветной книжечки — абонемента на симфонические концерты. Вполне своевременно сейчас поставить вопрос о создании в нашем городе еще одного, третьего симфонического оркестра, ибо при дальнейшем повышении эстетических потребностей ленинградцев, при могучем росте народных университетов культуры двум оркестрам со всеми задачами не справиться.
Л. Энтелис