Пресса

23 декабря 1959

«Вечерний Ленинград»

О новых сочинениях ленинградских композиторов в программах БЗФ

В программе — произведения ленинградских композиторов

ЗАМЕТКИ О РЕПЕРТУАРЕ ФИЛАРМОНИИ

За последние годы творчество ленинградских композиторов значительно активизировалось во всех жанрах. Дружно зазвучали песни, прославляющие трудовую доблесть и революционные традиции многих ленинградских заводов; зажили сценической жизнью новые балеты и оперы; камерный репертуар обогатился циклами романсов, квартетами, сонатами; в программах Филармонии появились новые имена. В разных по жанру произведениях зазвучали голоса современности: в кантате «Подвиг» Чистякова, «Пионерской сюите» Уствольской, оратории «Ленинград» Дзержинского, «Эпической поэме» Шахматова, «Поэме о пионерке» и «Простых песнях» Петрова и многих других.

Композиторы разных поколений все чаще стали обращаться к монументальным формам симфонической музыки, стремясь воплотить в них волнующие и величественные проблемы современности.

Развивая традиции классической музыки, крупнейшие советские композиторы-симфонисты Мясковский, Прокофьев, Шостакович в лучших своих произведениях еще раз подтвердили, что симфония только тогда достигает высокого художественного уровня, когда она заключает в себе философски обобщенные идеи и образы, адресованные самой широкой аудитории.

Как бы ясен ни был образный строй симфонической музыки, для того чтобы воспринять ее, понять во всех деталях, иметь право суждения о ней, необходимо неоднократное прослушивание. Вот почему уровень симфонической культуры зависит не только от таланта и мастерства композитора, не только от таланта и мастерства оркестра, дирижера, но и от систематической пропаганды симфонического творчества.

Отрадно отметить, что из концертных программ двух оркестров Ленинградской филармонии не выпала ни одна значительная симфоническая пьеса композиторов-ленинградцев. Напомним об исполнении симфонии Щербачева, Пригожина, Клюзнера, Ходжа-Эйнатова, Кочурова, Шварца, монументальной поэмы «Двенадцать» Салманова на стихи Блока, многих сюит, увертюр Цытовича, Слонимского и других. Большинство произведений исполнялось неоднократно. Поэтому слушатели могли не только войти в сложный мир образов симфонической музыки, но и высказать свои впечатления в регулярно выпускаемой Филармонией стенной газете «Слушатель».

В интересной заметке токарь Кировского завода М. Флотский высоко оценивает поэму «Двенадцать» Салманова. Соглашаясь с его оценкой, бухгалтер А. Семашко пишет: «Композитор, не будучи современником Блока, сумел в своей музыке предельно ясно отобразить все, что поэт и мы, молодежь того времени, тогда переживали, сумел дать на канве поэмы яркие картины всего того, что тогда бурлило и кипело кругом — жестокую борьбу нового мира со старым».

Симфоническая поэма Уствольской «Огни в степях» не нашла единодушной оценки. О ней спорили. Но и те слушатели, которым она не понравилась, вдумчиво и благожелательно критикуют ее с серьезных позиций, свидетельствующих о том, что они умеют и эмоционально воспринимать, и трезво анализировать музыку.

Как бы суммируя мнение большинства слушателей о скрипичном концерте Клюзнера, инженер Б. Ромбо пишет: «Музыка Клюзнера, взволнованная, динамичная, мелодически богатая, достигающая порой подлинно трагических высот, выдвигает композитора в первые ряды советских симфонистов».

У наиболее активных слушателей концертов возникла идея, к которой руководителям Филармонии следовало бы прислушаться: они предлагают устраивать повторные прослушивания исполнявшихся произведений по магнитофонной записи. Этой формой пропаганды симфонической музыки, разумеется, не следует пренебрегать.

Встречи композиторов со слушателями много дают как одним, так и другим. Трудно преуменьшить значение для композиторов личного общения с людьми, для которых создается музыка, тем более, что в их высказываниях всегда звучат искренность и стремление как можно полнее выразить свои впечатления.

Многое делается Филармонией для пропаганды симфонического творчества ленинградских композиторов. Тем не менее, нельзя не заметить упущений и недостатков.

Начнем с того, что один из оркестров уделяет больше внимания сочинениям ленинградских симфонистов; другой, занятый также ответственными программами советской музыки, не всегда может включать в свой репертуар творчество ленинградцев.

Далее: большинство сочинений ленинградских композиторов прозвучало под управлением одного дирижера А. Янсонса. Нам казалось бы естественным, если бы руководство Филармонии, превосходно ориентирующееся в «творческом портфеле» ленинградских композиторов, предлагало советским и зарубежным дирижерам включать в свой исполнительский план сочинения, художественно-идеологические достоинства которых не вызывают никаких сомнений.

Каждый вечер в нашем городе — в Филармонии, Капелле, дворцах культуры звучит симфоническая музыка, привлекая тысячи и тысячи слушателей. Придет весна, и снова на площади Искусств у памятника Пушкину можно будет увидеть многих людей, жаждущих стать обладателями заветной книжечки — абонемента на симфонические концерты. Вполне своевременно сейчас поставить вопрос о создании в нашем городе еще одного, третьего симфонического оркестра, ибо при дальнейшем повышении эстетических потребностей ленинградцев, при могучем росте народных университетов культуры двум оркестрам со всеми задачами не справиться.

Л. Энтелис



Другие материалы

10 октября 1948

«Ленинградская Правда»

О концерте 9 октября 1948 в БЗФ
11 октября 1948

«Вечерний Ленинград»

О концерте 9 октября 1948 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»