Пресса

23 декабря 1959

«Вечерний Ленинград»

О концертах 17 и 18 декабря 1959 в БЗФ

ЗВУЧИТ СИМФОНИЯ ШОСТАКОВИЧА

НЫНЕШНИЙ концертный сезон в Филармонии радует своими интересно составленными программами и яркими исполнителями, доставляющими слушателям много вдохновенного эстетического наслаждения. Наряду с широко известными творениями классической музыки, в концертах звучит много новых и малоизвестных произведений советских авторов, композиторов зарубежных стран.

Глубокое впечатление оставило исполнение под управлением Е. Мравинского одного из капитальных по своей музыкальной драматургии произведений нашей современности — Восьмой симфонии Д. Шостаковича.

Восьмая симфония справедливо считается одной из лучших советских симфоний по рельефной лепке художественных образов, по глубине идейно-философского содержания, связанного с событиями Великой Отечественной войны. Эмоциональный мир человека, раскрытый в музыке трепетным и мощным языком современного симфонизма, в этом сочинении — олицетворение великой стойкости и силы советского народа, протест против агрессии, насилия и жестокости.

Приходится лишь пожалеть, что Восьмая симфония очень редко исполняется в наших концертах. Тем более необходимо приветствовать инициативу ленинградцев, исполнивших это сочинение.

Оркестр Ленинградской филармонии сумел передать всю сложность концепции большой музыкальной трагедии. Очень сурово, с эпической мощью звучала первая часть — широкий образ Родины, объятой пожаром войны. Множество тонких эмоциональных оттенков было найдено в самой природе этой замечательной музыки. Оркестр отчетливо доносил всю сложность нюансов симфонии — то лирических, то мрачных, но проникнутых единой идеей жизнеутверждения.

Под управлением Е. Мравинского оркестру удалось передать не натуралистическую картину войны, а мир человеческих эмоций, подвергнутый тяжелым испытаниям, то есть главную идейно-художественную сущность музыки Д. Шостаковича. С подлинной виртуозностью были сыграны сложные для исполнения (особенно для группы медных духовых инструментов) быстрые ритмы токкаты, «в которой безжалостный бег музыки... сечет, словно дождь пулеметного огня» (Б. Асафьев).

Почти криком боли начинается четвертая, медленная часть симфонии. На суровой низкой мелодии в глубоких басах Шостакович создал картину постепенно раскрывающегося скорбного раздумья. В исполнении этих горестных интонаций ощущалось внутреннее преодоление трагической атмосферы войны. Композитор очень бережно касается душевного мира человека. Мужественное сопротивление мраку и стремление к свету, которые отчетливо звучат в этой симфонии, проведены автором очень искусно. В пятой, последней части ощущается все более и более крепнущее чувство ясно наступающего торжества стойкости. Для исполнения эта часть была, пожалуй, самой трудной по эмоциональному колориту. Е. Мравинскому удалось найти художественно-образное равновесие между четырьмя первыми частями симфонии и ее финалом. Восьмая симфония прозвучала в концерте с удивительной целостностью, внутренней логикой драматургического развития.

Как дирижер Е. Мравинский тесно связал свою деятельность с Д. Шостаковичем. Под его руководством впервые исполнялось большинство симфонических произведений композитора. Не случайно поэтому Восьмую симфонию автор посвятил Е. Мравинскому, и она включена в цикл симфонических концертов в ознаменование 30-летия творчества дирижера.

А. Дмитриев



Другие материалы

23 декабря 1959

«Вечерний Ленинград»

О новых сочинениях ленинградских композиторов в программах БЗФ
16 октября 1948

«Советское Искусство»

О концерте 9 октября 1948 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»