Пресса

4 января 1960

«Ленинградская Правда»

О концертах 28, 29 октября; 28, 29 ноября; 17, 18 декабря 1959 в БЗФ и о Мравинском – к 30-летию творческой деятельности

ДИРИЖИРУЕТ Евгений Мравинский

ЕСТЬ такие музыкальные произведения, мимо исполнения которых нельзя пройти, не остановившись и не подумав о них. Таким, мне кажется, было недавнее исполнение VIII симфонии Д. Шостаковича заслуженным коллективом республики, оркестром ленинградской филармонии под управлением народного артиста СССР Е. А. Мравинского.

Для того чтобы оставить дирижерский пульт оперного театра и сменить его на пульт дирижера симфонической эстрады, нужно иметь не только соответствующее дарование, но еще и очень большую любовь к симфонической музыке.

Опера, балет, театр имеют свою большую притягательную силу. Е. А. Мравинский до появления на эстраде Ленинградской филармонии работал в Театре имени Кирова, где дирижировал балетными спектаклями, а иногда и оперными. Но любовь к симфонической музыке взяла верх, и он отдается ей целиком,

Любовь, труд, целеустремленность и талант делают свое дело, и Е. А. Мравинский быстро становится крупным, а затем и выдающимся советским дирижером симфонической музыки. Вот уже более 20 лет он является главным дирижером Ленинградской филармонии, совершает гастрольные поездки за рубеж с заслуженным коллективом республики. Е. А. Мравинский завоевал мировую известность и стал признанным музыкальным авторитетом.

Е. А. Мравинский по праву считается одним из лучших интерпретаторов музыки Д. Шостаковича, создавшим свою трактовку сочинений этого автора, о которой будет сказано ниже. Немало уделяет он внимания и работе с молодыми композиторами Ленинграда. Многие из них вспоминают с глубокой благодарностью его внимание к ним и ценную творческую помощь.

Идет время, и вот уже наступил тридцатый год творческой деятельности этого выдающегося музыканта. Объявленный в этом году цикл концертов под управлением Е. А. Мравинского как бы подводит итог его тридцатилетней работы: в этом цикле есть почти все главные вехи большого и интересного творческого пути дирижера.

Три концерта цикла, три крупных, совершенно различных сочинения были исполнены в этом сезоне: «Спящая красавица» П. Чайковского, IX симфония А. Брукнера и VIII симфония Д. Шостаковича. Все эти сочинения охватывают разные сферы жизни человека — от мира волшебной сказки до вершины трагических переживаний.

Светлая, поэтичная, насыщенная большим и чистым чувством любви «Спящая красавица» ставила перед дирижером труднейшую задачу — заставить слушателя погрузиться в мир музыки, написанной для театра, музыки, знакомой каждому с детства и привычной в соединении с пышным и красивым зрелищем сцены. Нужно было убедить слушателей в том, что эта музыка, лишенная сценических впечатлений, сама по себе представляет огромную ценность. «Очищенное» от зрелища произведение П. И. Чайковского позволило Е. А. Мравинскому как бы заново показать все богатство красоты этого гениального балета и помочь слушателю гораздо глубже оценить ту музыку, которую он часто, может быть, и не замечал в театре, увлеченный сценическим действием. Труднейшая, но и благородная задача выполнена Е. А. Мравинским с большим мастерством.

Размышления художника над явлениями природы, над жизнью человека — такой мне кажется IX симфония А. Брукнера. Богатство мыслей и чувств художника в этом произведении настолько обильно, желание высказать их вслух настолько велико, что композитор как бы временами забывает о форме своего произведения и стремится «объять необъятное»: уложить их все в одну симфонию. Временами это музыкальное произведение по манере его изложения как бы перекликается с произведениями Марселя Пруста: одна мысль перебивает другую, неожиданно возникают новые мысли, и слушателю или читателю бывает трудно удержать главную из них, не запутаться в этом обилии. Суметь разобраться в замысле, дать понять слушателю значимость и красоту этих мыслей и переживаний, а попутно и почувствовать форму, в которой это все воплощено, — вот основное, что требуется от дирижера при исполнении этого сочинения. Нужно отдать должное Е. А. Мравинскому: с этой задачей он справился просто блестяще. Он как бы взял за руку слушателя и провел его за собой по всему сочинению, объясняя и показывая главное, рассказывая и обращая внимание на все то, что в нем есть красивого и глубокого.

В интерпретации творчества Д Шостаковича Е. А. Мравинский добился самого значительного в своей творческой деятельности, самого завидного для дирижера: он создал свой стиль исполнения, свою манеру, свой творческий почерк. Когда мы включаем радио и слышим какое-либо симфоническое произведение, по музыкальному языку произведения мы довольно легко можем узнать автора, композитора; но узнать дирижера по исполнению — дело весьма и весьма нелегкое. Когда же исполняется симфоническое произведение Д. Шостаковича под управлением Е. А. Мравинского, мы сразу узнаем его манеру. Стиль исполнения возник еще в годы премьеры V симфонии Шостаковича; тогда вплотную началось творческое содружество этих больших художников. С тех пор премьеры всех симфоний Д. Шостаковича (кроме одиннадцатой) были в стенах Ленинградской филармонии и неизменно под управлением Е. А. Мравинского.

Манера исполнения V симфонии закреплялась, развивалась, совершенствовалась, и сейчас она получила всеобщее, признание не только у нас, но и далеко за пределами нашей Родины. Особенности этой манеры в двух словах сводятся к следующему; это глубокое раскрытие психологического содержания основного музыкального образа; это очень своеобразная звучность струнных инструментов, обычно чистая, прозрачная и холодная вначале и достигающая огромной выразительности, тепла, эмоциональности в дальнейшем; это строгий расчет оркестровых красок на протяжении всего произведения; это большое чувство меры и осмысленность в исполнении оркестровых эффектов.

Особое место в трактовке произведений Д. Шостаковича у Е. А. Мравинского занимает форма сочинения, всегда донесенная до слушателя очень четкой и ясной. Все эти особенности творческой индивидуальности дирижера сказались в исполнении VIII симфонии.

Мне кажется, что в последнем концерте гуманистическое начало этой великолепной симфонии было воплощено с наибольшей силой. Когда после первых трех частей, посвященных образам общечеловеческого горя, страданий, ужасов прошедшей опустошительной войны, и после глубокого философского раздумья человека в четвертой части появился светлый прозрачный финал и особенно светлая нежная «кода» всей симфонии, то было ощущение, будто сама жизнь сняла с глаз человека пелену горя, страданий и напомнила о том, что вокруг много прекрасного, поэзии и света.

Часть концертов объявленного цикла уже прошла, а впереди еще немало интересного: это Фантастическая симфония Г. Берлиоза, Неоконченная симфония Ф. Шуберта, Шестая симфония П. Чайковского. «Петрушка» И. Стравинского и ряд других произведений. Я убежден, что и их исполнение доставит много радости слушателям.

В. Салманов



Другие материалы

23 декабря 1959

«Ленинградская Правда»

О концерте 22 декабря 1959 в БЗФ
28 декабря 1959

«Вечерний Ленинград»

О концертах 22 и 23 декабря 1959 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»