Пресса

7 июня 1960

«Комсомольская Правда»

Отзыв слушателя о концертах в БЗФ

Читатели о мире прекрасного

Чем стала для меня музыка

До недавнего времени я просто не замечал симфонической музыки, считая, что лучшая музыка — оперная. Однако, будучи в отпуске, я посетил несколько раз концерты Ленинградской филармонии. И тут я сделал для себя открытие: симфоническая музыка — одно из величайших достижений человеческого разума.

Для меня теперь музыка стала счастьем познавания самого себя. Музыка обновляет и очищает душу, дает пищу для раздумий и размышлений, зовет на новые дерзания. Что значит понимать музыкальное произведение? Обязательно ли, чтобы все понимали его одинаково? Мне кажется, в том и прелесть симфонической музыки, что каждый слушатель может по-своему ее воспринимать.

Да и потом, есть такая музыка, которую нельзя не понять! Просто почему-то некоторые люди привыкли считать слова «симфония» и «непонятное» синонимами.

Я уверен, что каждый, кто прослушает хотя бы, например, Вторую симфонию Чайковского, поймет ее! Ведь в ней звучат жизнерадостные народные украинские мелодии. Многие просто не знают, что в симфониях используются народные мелодии, которые с детства любимы всеми.

Большое, потрясающее впечатление произвела на меня кантата для хора и оркестра «Иоанн Дамаскин» Танеева. Лирический, напевный характер кантаты с несколько суровым, траурным звучанием не вызывает уныния, а будит много ярких чувств в душе, заставляет чаще биться сердце.

Я слушал также «Поэму экстаза» Скрябина... Я впервые слушал это большое произведение, но навсегда останусь благодарен музыке за то прекрасное, что дала мне она. Неясная мечта, заложенная в «Поэме», заставляет по-своему многое пережить, перечувствовать и... (может быть!) пофантазировать...

Трудно в короткой заметке описать все, что испытываешь, слушая симфонический оркестр, поэтому от души жалеешь тех юношей и девушек, которые почему-то считают, что серьезная музыка — это удел «избранных», самих музыкантов и завзятых любителей.

Не связано ли это с тем, что у нас отстает пропаганда музыки? Конечно, большую пользу приносят музыкальные передачи по радио, но, чего греха таить, ведь порой искажается звук, и это ослабляет впечатление. Гораздо больше наслаждения получаешь, когда слышишь музыку в концертном зале, в хорошем исполнении, особенно это важно для тех, кто только-только начинает интересоваться музыкальным искусством (ведь и я «открыл» для себя симфонию, когда попал в концертный зал!).

Мне кажется, наши филармонии должны значительно чаше устраивать выездные концерты с участием лучших оркестров, пианистов, скрипачей, певцов. Пусть каждый профессиональный музыкальный коллектив сочтет для себя честью исполнить симфонию Бетховена, Чайковского, Прокофьева в небольшом рабочем городке или крупном совхозном поселке.

И еще одно пожелание филармониям Москвы, Ленинграда, Киева, Свердловска, Куйбышева и других больших городов: дорогие товарищи, чаще устраивайте общедоступные концерты для молодежи! Хорошо бы заранее открыть продажу билетов на такие концерты в общежитиях, красных уголках, вечерних школах. Не ждать пассивно сложа руки, когда люди, робеющие при слове «симфония», сами решатся войти в концертный зал, а работать с аудиторией, звать ее, делать для нее действительно доступными величайшие творения музыкантов!

Г. Баценюк, матрос дальнего плавания.



Другие материалы

18 апреля 1960

«Вечерний Ленинград»

О концерте 17 апреля 1960 в БЗФ – к юбилею Ильи Шпильберга
5 мая 1960

«Ленинградская Правда»

О концерте 3 мая 1960 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»