Пресса
«Ленинградская Правда»
О Мравинском – в связи с выдвижением на Ленинскую премиюДирижирует Мравинский
С ЧУВСТВОМ огромного удовлетворения встретили ленинградцы имя Евгения Александровича Мравинского в списках кандидатов на соискание Ленинских премий 1961 года. Уже более двадцати лет Е. А. Мравинский стоит во главе заслуженного коллектива республики — прославленного оркестра Ленинградской филармонии. Многочисленные выступления в городах нашей страны, триумфальные гастроли за рубежом создали Мравинскому славу одного из лучших дирижеров современности. Печать Чехословакии и Польши, Англии и Франции, Австрии и Финляндии, Швейцарии и ФРГ единодушно оценивает Мравинского как первоклассного руководителя первоклассного коллектива. Граммофонные пластинки с записями симфонических произведений под управлением Е. А. Мравинского известны во всем мире и пользуются исключительной популярностью не только среди музыкантов, но и среди многочисленных любителей музыки.
За тридцать лет творческой деятельности Мравинский продирижировал огромным количеством самых разнообразных произведений. Среди них мы встретим сочинения Глинки, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, Баха, Генделя, Моцарта, Гайдна, все симфонии Бетховена, фрагменты из опер Р. Вагнера, увертюры Вебера, симфонии Шуберта, Брамса, Берлиоза, Р. Штрауса и Малера. Мравинскому принадлежит заслуга первого исполнения на советской концертной эстраде лучших симфоний австрийского симфониста Брукнера.
Как нам кажется, для Мравинского каждое сочинение, будь то симфония или миниатюра, — не только музыкальный памятник определенной эпохи и стиля, а прежде всего подлинный, живой документ человеческого переживания, вызвавшего к жизни эту музыку. Вот почему в исполнении заслуженного коллектива во главе с Мравинским оказывается созвучной нашему времени не только героика или трагизм многих полотен Шостаковича, но и героика Бетховена или лирика Шуберта; близкой слушателям оказывается не только музыка Чайковского, воплотившая в себе душу русского народа, но и многие страницы монументальных симфоний австрийца Брукнера или грандиозных музыкальных драм Вагнера.
Что же касается советской музыки, то, как выразилась одна из зарубежных газет во время поездки заслуженного коллектива республики по странам Западной Европы, «советские композиторы нашли в лице Мравинского блестящего адвоката для своей музыки».
Вся творческая биография одного из выдающихся композиторов современности — Д. Шостаковича теснейшим образом связана с именем Мравинского. Он — первый исполнитель почти всех наиболее значительных произведений композитора. Посвящение Мравинскому Восьмой симфонии — лучшее доказательство признательности взыскательного композитора дирижеру.
Список советских композиторов, сочинения которых входят в репертуар Мравинского, поистине огромен. Здесь мы можем встретить, наряду с сочинениями, ставших уже классиками С. Прокофьева, Н. Мясковского, Р. Глиэра, симфонии ленинградских композиторов В. Щербачева, Б. Клюзнера, В. Салманова, Г. Уствольской, произведения композиторов союзных республик — Б. Лятошинского, А. Бабаджаняна и других.
В сезоне 1959/60 г. исполнилось 30-летие дирижерской деятельности Мравинского. В честь этого события Ленинградская филармония организовала специальный абонемент его концертов. Этот цикл был интересен тем, что в него вошли произведения, в которых наиболее ярко раскрывается дарование замечательного музыканта.
Основное в творческой манере дирижера — отказ от всего внешнего во имя музыки, отсутствие каких бы то ни было случайностей в исполнении, тщательная продуманность и при этом глубокая прочувствованность как целого, так и мельчайших деталей. Как огромную ценность, вынашивает дирижер замысел каждого сочинения, всякий раз обновляя, освежая его при повторном исполнении. Повторяя то или иное произведение, либо возобновляя его после долгого перерыва, Мравинский не увлекается поисками отдельных выразительных деталей, а по-новому переосмысливает контуры сочинения, оставляя в неприкосновенности основной замысел композитора. Задача необычайно сложная!
Трудно сказать, какое из произведений, исполняемых под управлением Мравинского, производит наибольшее впечатление. Дирижер удивительно владеет формой, ему одинаково блестяще удаются как небольшие симфонические произведения, так и монументальные полотна. Достаточно вспомнить такие различные по характеру и масштабам произведения, как «Павана» М. Равеля и Восьмая симфония А. Брукнера, увертюры К. Вебера и Девятая симфония Л. Бетховена, отрывки из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» и «Фантастическая» симфония Г. Берлиоза... Но особенно полно талант и мастерство Мравинского раскрываются в монументальных партитурах симфоний П. Чайковского и Д. Шостаковича. Исполнение трех последних симфоний П. Чайковского и симфоний Д. Шостаковича (начиная с Пятой) может служить образцом удивительного «вживания» в стиль композитора, глубокого и всестороннего раскрытия авторских замыслов.
Е. А. Мравинский находится сейчас в зените своей творческой деятельности. Хочется пожелать дирижеру и руководимому им оркестру новых успехов в их благородном и трудном деле — в пропаганде лучших творений мировой симфонической музыки.
Н. Матвеев, старший преподаватель
кафедры высшей алгебры
Педагогического института имени Герцена;
Н. Петров, инженер-физик;
М. Флотский, слесарь Кировского завода